Наш адрес

Номера телефонов

Электронная приемная

ВЕРСИЯ САЙТА ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

11.09-15.09            Овощи. Огород

1. Понаблюдайте с ребенком явления природы, устанавливая простейшие связи между ними: наступила осень – пожелтели листья; созрели овощи – люди собирают урожай.

2. Расширяйте представления об овощах с помощью непосредственного наблюдения (цвет, форма, величина, вкус).

3. Объясните ребенку значение слов: огород, грядка, помидор, огурец, лук, морковь, картофель, репа, свекла; спелый, оранжевый, гладкий, душистый, кислый, сладкий, вкусный; дергать, срезать, выкапывать.

4. Уточните представления о том, где растут овощи, как их употребляются в пищу: делают салаты, соки, кладут в суп, солят . Покажите ребенку, как вы готовите овощные блюда.

5. Учите детей отгадывать загадки с опорой на картинки, натуральные овощи, обращая внимание на признаки (круглый бок, желтый бок - сидит на грядке колобок» - репка круглая, желтая, похожа на колобок, а огурчик зеленый, длинный…).

6. Учите образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами (игра «Большой – маленький» (огурец – огурчик; репа – репка)

7. Учите согласовывать слова в роде, числе, падеже (желтая репа, желтый лук, выросла репа – вырос лук).

18.09 - 22.09      Фрукты. Сад

1.  Обратите внимание детей на сезонные изменения в природе: опадает желтая листва, трава стала сухой и бурой, часто идут дожди, на рынках продается много овощей и фруктов.

2.  Рассмотрите (попробуйте, пощупайте) фрукты. Какие они по цвету, форме, величине, на ощупь, по запаху?

3. Поощряйте любое высказывание, помогите ребенку с помощью вопроса или заведомо неверной подсказки (лимон красный или сладкий?)

4. Уточните представления детей о том, где растут фрукты. Что из них можно приготовить (варенье, компот, джем, начинку для пирога).

5. Учите детей отгадывать загадки, объясняя, какие слова помогли догадаться («Висят на дереве шары, посинели от жары» - сливы растут на дереве, они синие).

6. Учите обследовать предмет и повторять за взрослым описательный рассказ из 2-3 предложений, предварительно прослушав, не перебивая и не договаривая окончания. (Яблоко зеленое, круглое, большое. Оно гладкое, душистое, сладкое. Яблоки растут в саду, на деревьях).

25.09 - 29.09    Деревья, кусты, дары леса 
 

1. Научите ребенка давать простейшее пояснение, что такое лес (там растет много деревьев, есть грибы, ягоды, живут дикие звери).

2. Назовите и покажите части растений (ствол, ветки, листья, иголки (хвоя), шишки, корни; шляпка, ножка; стебли ягоды).

3. Объясните, зачем дереву корни (воду пить, крепко держаться, не падать); листья (дышать, тянуться к солнцу).

4. Научите ребенка различать по внешнему виду деревья, объяснять свой выбор. (Это береза. У нее белый ствол. У рябины красные ягоды. У елки маленькие иголки. Она всегда зеленая.)

5. Научите пользоваться словом «деревья», указывая на группу растений.

6. Научите выделять из группы деревьев и называть березу, рябину, ель.

7. Помогите ребенку подобрать слова-действия (растет, качается, скрипит, краснеет ...)

8. Расскажите, что готовят из ягод (морс, кисель...)

9. Рассмотрите картинки с изображением грибов, назовите некоторые из них. (Мухомор, белый гриб, лисички...). Обратите внимание на цвет и форму шляпки.

10. Упражняйте ребенка в образовании множественного числа
 существительных. Поиграйте в игру "Хвастунишка"

Мама: У меня гриб (лист, дерево, ягода, куст, береза...)

Ребенок: а у меня грибы (листья, ягоды, кусты...)

11. Упражняйте ребенка в образовании новых слов. Поиграйте в игру "Назови ласково" (лист - листочек, ветка - веточка, береза -березка, рябина - рябинка...)

12. Прочитайте стихи, загадки о деревьях, грибах, ягодах.

2.10-6.10    Осень. Изменения в природе 
  

1. Во время прогулки во дворе, в парке обратите внимание ребенка:

- на деревья, листву (стала желтой, красной; опадает, сыплется вниз, шуршит под ногами);

- на траву, цветы (пожухла, высохла, стала колючей, жесткой; цветы увяли, поникли);

- лужи на дорожках (часто моросит дождик, земля стала сырой, лужи не успевают высыхать);

- одежду, обувь людей.

2.После прогулки поговорите о том, что видели, побуждайте ребенка употреблять в речи более точные слова.

3.Расскажите, почему не видно бабочек, мух, муравьев, куда делись птицы.

4.Выучите наизусть:

             «Осенние приметы»

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

5. Поиграйте в игру: «Маленький-большой».

Мама: «А у меня большой лист»

Ребенок: «А у меня маленький листик (листок)».

Гриб – грибок; трава – травка; туча – тучка….

9.10- 13.10    Дикие животные 
 1.    Расскажите ребенку о том, что с наступлением весны в лесу из нор выходят звери: ежи, медведи…. Весной у зверей появляются детеныши, звери заботятся о них: выкармливают. Защищают от опасности, учат охотиться, прятаться, строить жилища, почти все дикие животные занимаются воспитанием малышей, пока детеныши не подрастут, не окрепнут, не станут самостоятельными, они находятся рядом с матерью.

2.    Попросите ребенка назвать детенышей, уточните представления о образе жизни зверей (кто чем питается; как называются их жилища).

3.    Расмотрите иллюстрации, назовите части тела животного. Начиная с головы, заканчивая лапами, указывая характерные особенности (большая, бурая, круглая голова, глазки маленькие, желтые, нос вытянутый, широкий, черный, в пасти острые зубы, уши круглые, маленькие…)

4.    Поиграйте в игры:

«О ком думаю?» (учим вслушиваться в речь)

- серый, зубастый опасный;

- косматый толстый неуклюжий;

- рыжая, ловкая, прыгучая;

- длинноухий, пугливый, косоглазый.

«У кого есть?»

(учим употреблять существительные с суффиксами – онок, -ёнок, -ат, -ят)

у волка – волчонок; у лисы – лисенок;

у ежа – ежонок;у белки – бельчонок;

у медведя – медвежонок;

у лося – лосенок; у волков – волчата.

«У кого какой дом?»

Берлога у (медведя),  логово (у волка),

нора у (лисы), дупло у (белки),

норка у (ежа, мыши), куст у (зайца).

16.10 - 20.10    Детский сад. Игрушки 
 1. Поговорите с ребенком о том, что такое детский сад, для чего он нужен, чем занимаются дети в течение дня в детском саду, в какие игры играют.

2. Спросите, как зовут воспитателей, логопеда, няню.

3.Назовите помещения (комнаты), в которых бывают дети регулярно: игровая (групповая комната), спальня, умывальная комната, музыкальный, спортивный залы. Спросите, чем дети занимаются в каждом помещении.

4. Поиграйте в игру: «Угадай, где…»

Мама: «Я беру мыло, намыливаю руки…»

Ребенок называет комнату.

«Я бегаю, прыгаю, делаю зарядку».

«Я пою, танцую, слушаю музыку».

«Я раскрашиваю картинки, играю».

5. Попросите ребенка ответить на вопрос: «Для чего нужны игрушки?».  Спросите, какие игрушки нравятся именно ему. Рассмотрите, потрогайте разные игрушки, обратите внимание ребенка на то, что игрушки могут быть твердыми и мягкими на ощупь, потому что они сделаны из разных материалов: из меха, из пластмассы, из резины, из дерева и т.д. Назовите, покажите части игрушек: кузов, кабина, колеса…

6. Поиграйте в игру «Назови ласково»: кукла-куколка, мяч-мячик, игрушка-игрушечка, дудка-дудочка, мишка-мишенька…

7. Спросите ребенка, как можно играть с мячом  (бросать, подкидывать, ударять об пол, передавать из рук в руки), с куклой (баюкать, кормить, мыть, одевать…), с кубиками (строить башню, мебель для куклы, возить в машине…).

23.10 - 29.10    Человек. Части тела 
 1.Рассмотрите куклу. Показывайте части тела, а ребенок пусть назовет их:  голова, шея, туловище (тело), руки, ноги.

2.     Назовите части головы, лица, а ребенок пусть покажет их на себе или на кукле (волосы, уши, лицо, лоб, брови, галаза, ресницы, нос, губы, щеки, подбородок).

3.     Попросите показать: плечи, грудь, живот, спинку, колени, локти.

4.     Попросите показать левую руку, левую ногу, правую руку….

Спросите, что у нас есть по 1, а что по 2 (одна голова, одна шея, один нос, один рот, одна спина и т.д.; два глаза, два уха, две руки, две ноги и т.д.).

5.     Предложите поиграть в игру: «Назови, что…»

 - нюхает, дышит;

- смотрит, закрывается;

- берет, трогает;

- улыбается, целует…

6.     Учите ребенка подбирать точные слова, обозначающие действия.

Игра: «Приказания».

Отдайте приказ:  - пальчиком погрозить, пальчики раздвинуть (растопырить), пошевелить, пощекотать, дотронуться (коснуться), погладить, почесать…;

- ножками подпрыгнуть, потопать, перепрыгнуть, согнуть, потоптаться, вытянуть, покачать…

7.  Побуждайте ребенка размышлять, припоминать, спросите, для чего нам нужны глаза, язык, нос…

8.     Поиграйте в игру: «Хвастунишка»

 Вот нос – а вот носы                           ухо – уши

 Губа – губы                                         нога – ноги

Палец – пальцы                                   рука – руки

Зуб – зубы                                           нога – ноги

Волос – волосы                                    плечо - плечи

9.     Поиграйте в игру: «Назови ласково»

Голова - головка, головушка;             

глаза – глазки, глазоньки;

рука – ручка, рученька;

ухо – ушко;

нос – носик;

щека – щечка и т.д.