Наш адрес

Номера телефонов

Электронная приемная

ВЕРСИЯ САЙТА ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

11.09-15.09            Овощи. Огород

1. Понаблюдайте с ребенком явления природы, устанавливая простейшие связи между ними: наступила осень – пожелтели листья; созрели овощи – люди собирают урожай.

2. Расширяйте представления об овощах с помощью непосредственного наблюдения (цвет, форма, величина, вкус).

3. Объясните ребенку значение слов: огород, грядка, помидор, огурец, лук, морковь, картофель, репа, свекла; спелый, оранжевый, гладкий, душистый, кислый, сладкий, вкусный; дергать, срезать, выкапывать.

4. Уточните представления о том, где растут овощи, как их употребляются в пищу: делают салаты, соки, кладут в суп, солят . Покажите ребенку, как вы готовите овощные блюда.

5. Учите детей отгадывать загадки с опорой на картинки, натуральные овощи, обращая внимание на признаки (круглый бок, желтый бок - сидит на грядке колобок» - репка круглая, желтая, похожа на колобок, а огурчик зеленый, длинный…).

6. Учите образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами (игра «Большой – маленький» (огурец – огурчик; репа – репка)

7. Учите согласовывать слова в роде, числе, падеже (желтая репа, желтый лук, выросла репа – вырос лук).

18.09 - 22.09      Фрукты. Сад

1.  Обратите внимание детей на сезонные изменения в природе: опадает желтая листва, трава стала сухой и бурой, часто идут дожди, на рынках продается много овощей и фруктов.

2.  Рассмотрите (попробуйте, пощупайте) фрукты. Какие они по цвету, форме, величине, на ощупь, по запаху?

3. Поощряйте любое высказывание, помогите ребенку с помощью вопроса или заведомо неверной подсказки (лимон красный или сладкий?)

4. Уточните представления детей о том, где растут фрукты. Что из них можно приготовить (варенье, компот, джем, начинку для пирога).

5. Учите детей отгадывать загадки, объясняя, какие слова помогли догадаться («Висят на дереве шары, посинели от жары» - сливы растут на дереве, они синие).

6. Учите обследовать предмет и повторять за взрослым описательный рассказ из 2-3 предложений, предварительно прослушав, не перебивая и не договаривая окончания. (Яблоко зеленое, круглое, большое. Оно гладкое, душистое, сладкое. Яблоки растут в саду, на деревьях).

25.09 - 29.09    Деревья, кусты, дары леса 
 

1. Научите ребенка давать простейшее пояснение, что такое лес (там растет много деревьев, есть грибы, ягоды, живут дикие звери).

2. Назовите и покажите части растений (ствол, ветки, листья, иголки (хвоя), шишки, корни; шляпка, ножка; стебли ягоды).

3. Объясните, зачем дереву корни (воду пить, крепко держаться, не падать); листья (дышать, тянуться к солнцу).

4. Научите ребенка различать по внешнему виду деревья, объяснять свой выбор. (Это береза. У нее белый ствол. У рябины красные ягоды. У елки маленькие иголки. Она всегда зеленая.)

5. Научите пользоваться словом «деревья», указывая на группу растений.

6. Научите выделять из группы деревьев и называть березу, рябину, ель.

7. Помогите ребенку подобрать слова-действия (растет, качается, скрипит, краснеет ...)

8. Расскажите, что готовят из ягод (морс, кисель...)

9. Рассмотрите картинки с изображением грибов, назовите некоторые из них. (Мухомор, белый гриб, лисички...). Обратите внимание на цвет и форму шляпки.

10. Упражняйте ребенка в образовании множественного числа
 существительных. Поиграйте в игру "Хвастунишка"

Мама: У меня гриб (лист, дерево, ягода, куст, береза...)

Ребенок: а у меня грибы (листья, ягоды, кусты...)

11. Упражняйте ребенка в образовании новых слов. Поиграйте в игру "Назови ласково" (лист - листочек, ветка - веточка, береза -березка, рябина - рябинка...)

12. Прочитайте стихи, загадки о деревьях, грибах, ягодах.

2.10-6.10    Осень. Изменения в природе 
  

1. Во время прогулки во дворе, в парке обратите внимание ребенка:

- на деревья, листву (стала желтой, красной; опадает, сыплется вниз, шуршит под ногами);

- на траву, цветы (пожухла, высохла, стала колючей, жесткой; цветы увяли, поникли);

- лужи на дорожках (часто моросит дождик, земля стала сырой, лужи не успевают высыхать);

- одежду, обувь людей.

2.После прогулки поговорите о том, что видели, побуждайте ребенка употреблять в речи более точные слова.

3.Расскажите, почему не видно бабочек, мух, муравьев, куда делись птицы.

4.Выучите наизусть:

             «Осенние приметы»

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

5. Поиграйте в игру: «Маленький-большой».

Мама: «А у меня большой лист»

Ребенок: «А у меня маленький листик (листок)».

Гриб – грибок; трава – травка; туча – тучка….

9.10- 13.10    Дикие животные 
 1.    Расскажите ребенку о том, что с наступлением весны в лесу из нор выходят звери: ежи, медведи…. Весной у зверей появляются детеныши, звери заботятся о них: выкармливают. Защищают от опасности, учат охотиться, прятаться, строить жилища, почти все дикие животные занимаются воспитанием малышей, пока детеныши не подрастут, не окрепнут, не станут самостоятельными, они находятся рядом с матерью.

2.    Попросите ребенка назвать детенышей, уточните представления о образе жизни зверей (кто чем питается; как называются их жилища).

3.    Расмотрите иллюстрации, назовите части тела животного. Начиная с головы, заканчивая лапами, указывая характерные особенности (большая, бурая, круглая голова, глазки маленькие, желтые, нос вытянутый, широкий, черный, в пасти острые зубы, уши круглые, маленькие…)

4.    Поиграйте в игры:

«О ком думаю?» (учим вслушиваться в речь)

- серый, зубастый опасный;

- косматый толстый неуклюжий;

- рыжая, ловкая, прыгучая;

- длинноухий, пугливый, косоглазый.

«У кого есть?»

(учим употреблять существительные с суффиксами – онок, -ёнок, -ат, -ят)

у волка – волчонок; у лисы – лисенок;

у ежа – ежонок;у белки – бельчонок;

у медведя – медвежонок;

у лося – лосенок; у волков – волчата.

«У кого какой дом?»

Берлога у (медведя),  логово (у волка),

нора у (лисы), дупло у (белки),

норка у (ежа, мыши), куст у (зайца).

16.10 - 20.10    Детский сад. Игрушки 
 1. Поговорите с ребенком о том, что такое детский сад, для чего он нужен, чем занимаются дети в течение дня в детском саду, в какие игры играют.

2. Спросите, как зовут воспитателей, логопеда, няню.

3.Назовите помещения (комнаты), в которых бывают дети регулярно: игровая (групповая комната), спальня, умывальная комната, музыкальный, спортивный залы. Спросите, чем дети занимаются в каждом помещении.

4. Поиграйте в игру: «Угадай, где…»

Мама: «Я беру мыло, намыливаю руки…»

Ребенок называет комнату.

«Я бегаю, прыгаю, делаю зарядку».

«Я пою, танцую, слушаю музыку».

«Я раскрашиваю картинки, играю».

5. Попросите ребенка ответить на вопрос: «Для чего нужны игрушки?».  Спросите, какие игрушки нравятся именно ему. Рассмотрите, потрогайте разные игрушки, обратите внимание ребенка на то, что игрушки могут быть твердыми и мягкими на ощупь, потому что они сделаны из разных материалов: из меха, из пластмассы, из резины, из дерева и т.д. Назовите, покажите части игрушек: кузов, кабина, колеса…

6. Поиграйте в игру «Назови ласково»: кукла-куколка, мяч-мячик, игрушка-игрушечка, дудка-дудочка, мишка-мишенька…

7. Спросите ребенка, как можно играть с мячом  (бросать, подкидывать, ударять об пол, передавать из рук в руки), с куклой (баюкать, кормить, мыть, одевать…), с кубиками (строить башню, мебель для куклы, возить в машине…).

23.10 - 29.10    Человек. Части тела 
 1.Рассмотрите куклу. Показывайте части тела, а ребенок пусть назовет их:  голова, шея, туловище (тело), руки, ноги.

2.     Назовите части головы, лица, а ребенок пусть покажет их на себе или на кукле (волосы, уши, лицо, лоб, брови, галаза, ресницы, нос, губы, щеки, подбородок).

3.     Попросите показать: плечи, грудь, живот, спинку, колени, локти.

4.     Попросите показать левую руку, левую ногу, правую руку….

Спросите, что у нас есть по 1, а что по 2 (одна голова, одна шея, один нос, один рот, одна спина и т.д.; два глаза, два уха, две руки, две ноги и т.д.).

5.     Предложите поиграть в игру: «Назови, что…»

 - нюхает, дышит;

- смотрит, закрывается;

- берет, трогает;

- улыбается, целует…

6.     Учите ребенка подбирать точные слова, обозначающие действия.

Игра: «Приказания».

Отдайте приказ:  - пальчиком погрозить, пальчики раздвинуть (растопырить), пошевелить, пощекотать, дотронуться (коснуться), погладить, почесать…;

- ножками подпрыгнуть, потопать, перепрыгнуть, согнуть, потоптаться, вытянуть, покачать…

7.  Побуждайте ребенка размышлять, припоминать, спросите, для чего нам нужны глаза, язык, нос…

8.     Поиграйте в игру: «Хвастунишка»

 Вот нос – а вот носы                           ухо – уши

 Губа – губы                                         нога – ноги

Палец – пальцы                                   рука – руки

Зуб – зубы                                           нога – ноги

Волос – волосы                                    плечо - плечи

9.     Поиграйте в игру: «Назови ласково»

Голова - головка, головушка;             

глаза – глазки, глазоньки;

рука – ручка, рученька;

ухо – ушко;

нос – носик;

щека – щечка и т.д.

30.10 - 3.11    Туалетные принадлежности 
 1. Научите ребенка правильно умываться, мыть руки, чистить зубки, расчесывать волосы.

2. Называйте ребенку содержимое туалетной полочки: мыло, зубную щётку, зубную пасту, полотенце, расчёску, мыльницу, мочалку, зеркало, шампунь, крем и т.д.  Вы можете сделать вид, что забыли названия некоторых туалетных принадлежностей. Попросите ребёнка напомнить, как они называются. Удивитесь, что малыш хорошо всё помнит. Похвалите его.

3. Называйте всю группу предметов туалетными принадлежностями.

4. Умейте объяснить, для чего нужны туалетные принадлежности: мылом моют лицо, руки, шампунем моют волосы, лосьоном протирают лицо, бритвой бреются и т.д.

5. Объясните, как человек заботится о своем здоровье, следит за чистотой кожи, волос, зубов с помощью туалетных принадлежностей.

6. Упражнение «Скажи, какое?»

Полотенце мягкое, пушистое; мыло скользкое, гладкое; расческа колючая; мочалка жесткая; салфетки мягкие, влажные;  ножницы острые; пилочка шершавая; шампунь пахучий, …

7. Игра «Один - много»

щётка – щётки                                         

паста - пасты

мыльница – мыльницы

расчёска – расчески и т.д.

8. Упражнение «Что делаем?»

водой  умываемся; зубной пастой  чистим зубы; полотенцем  вытираемся; расческой  причёсываемся; мочалкой   трем; мылом  намыливаем; ножницами  стрижем

6.11 - 10.11    Домашние животные 
 1. Перечислите домашних животных: корова, лошадь, коза, свинья, кошка, собака. Покажите иллюстрации или игрушки. Вспомните отличительные особенности животных, назовите части тела животных, опишите их.

(У кошки длинные белые усы. У лошади пышная, густая грива. У свиньи тоненький, розовый хвост, он похож на крючок. У коровы хвост прямой, длинный, с метелкой на конце и т.д.).

2. Объясните ребенку, почему этих животных назвали домашними. Расскажите, как человек за ними ухаживает, чем питаются эти животные, какую пользу приносят. (Лошадь сильная, перевозит грузы, возит людей; корова дает молоко; коза дает молоко, пух, шерсть).

     3. Поиграйте в игры:

·       «Назови ласково»

«собака-собачка, собачонка; кошка-кошечка, киска, кисонька; свинья – свинка; лошадь – лошадка, лошадушка».

·       «У кого есть..»

У кого есть лапы? – У собаки, кошки.

У кого есть копыта? – У коровы, свиньи, козы, лошади.

У кого есть рога? У кого есть шерсть? У кого есть грива?

У кого есть пятачок? У кого есть вымя?

·       «Узнай по голосу»

Кто мычит? Кто лает? Кто мяукает? Кто блеет? Кто хрюкает?

Кто ржет?

·       «Кто тут живет?»

В конуре (будке)-…, на конюшне - …, в сарае - …, в хлеву - ….

4. Прочитайте детям рассказы К.Д. Ушинского «Лошадка», «Корова», Е.Чарушина «Кошка», «Собака», «Про Томку».

5. Выучите наизусть:

        «Кошкины крошки»

Есть у нашей кошки

Три котенка- крошки

Очень наша кошка

Любит своих крошек:

Умывает язычком,

Кормит теплым молочком

И играет с ними,

С детками своими.

13.11 - 17.11    Одежда 
 1.   Расскажите ребенку, зачем нам нужна одежда (одежда нужна, чтобы закрыть животик, спинку, руки, ноги, для защиты от холода, жары, дождя и ветра) Объясните ребенку, какую одежду носят в доме, а какую на улице. Почему на улицу надевают шубу, куртку,  шарф, рукавицы и т.д.? (на улице холодно, нужно согреть руки, ноги и т.д.) Объясните ребенку, что рубашку с длинным рукавом нужно надеть, когда прохладно, а с коротким, когда жарко (шорты - брюки).

2.     Рассмотрите разные предметы одежды, назовите их правильно: платье, халат, юбка, сарафан, жилет, рубашка, блуза, пижама, свитер, кофта, шуба, куртка, пальто, плащ и т.д. Скажите, что все эти предметы можно назвать одеждой.

3.     Назовите детали (части) одежды: рукава, карманы, воротник, застежка, пояс…, обсудите с ребенком, зачем нужны карманы (чтобы положить платочек), рукава (чтобы рукам было тепло), воротник (чтобы шея не мерзла), застежки  и т.д.

4.     Поиграйте в игры:

«Чьи вещи?»

(возьмите вещи ребенка, задайте вопросы).

Взрослый спрашивает: «Чей шарф (носок…)?  Чья рубашка (футболка…)? Чьи брюки (рукавички?)»

Ребенок отвечает: «Мой шарф. Моя рубашка…»

Обращайте внимание на правильное согласование слов в предложении. (В этой игре можно поменяться ролями).

«Хвастунишка»

Взрослый говорит: «У меня шуба (рубашка)».

Ребенок «хвастает»: «А у меня шубы… А у меня рубашки…А у меня воротники…»

«Угадай, что это?»

Помогите ребенку запомнить эти названия предметов одежды.

Возьмите два предмета одежды, расскажите об одном, ребенок должен угадать.

Например: желтый с белыми горошками, с 2 карманами, без рукавов, с поясом  (сарафан)

20.11 - 24.11    Обувь 
 1. Обратите внимание ребенка на то, что люди носят на ногах, спросите, что это, поправьте ребенка, если он неправильно называет предметы обуви.

2.    Спросите, почему на улице и в помещении люди носят разную обувь, уточните назначение обуви (защищать ноги от холода, сырости…). Предложите ребенку назвать (показать) обувь, которую он наденет в дождь, в сильный мороз, на праздник, дома.

3.    Сравните ботинки и кроссовки, сапоги и туфли, резиновые сапоги и валенки. Расскажите ребенку, чем эта обувь отличается между собой.

4.    Рассмотрите сапог или туфельку, назовите части: подошва, носок, застежка, каблук, голенище…;

Обратите внимание на материал: кожа, мех, резина, валяная  шерсть…, из которого изготовлена обувь.

5.    Поиграйте в игры:

«Назови ласково»

(образование уменьшительно-ласкательных существительных).

- валенки - валеночки; туфли-….; тапки - …, ботинки - …,

 сапог - …, каблук - … .

«Хвастунишка»

(образование множественного числа существительных)

- У меня ботинок – а у меня ботинки; у меня сапог – а у меня ..; у меня туфля – а у меня ….; у меня валенок – а у меня…; у меня тапок – а у меня …; у меня кроссовок – а у меня …..

 «Из чего сделаны?»

( употребление предлога «из»).

- резиновые сапоги – из резины; меховые ботинки – из меха; кожаные туфли – из кожи.

«Добавь словечко».

(употребление глаголов)

На ботинках развязались (что?)…. Мы шнурки (что сделали?)….

На зарядку обувай (что?)…. На зарядку кроссовки (что делаем?)….

Перед сном разулись (кто?)…. Дети перед сном (что сделали?)…

27.11 -1.12    Зима 
 

1. Поговорите с ребёнком о зиме, как о времени года; расскажите о приметах зимы: зимой часто идет снег, трещат морозы, ветер наметает сугробы, замерзла вода в реках, озерах. Солнце светит, но не греет.

2. Поиграйте в игры:

 «Подскажи слово». Снег (какой?) – белый, пушистый, колючий, липкий и т.д. Зима (какая?) – холодная, ветреная, вьюжная, морозная и т.д. Снежинка (какая?) – красивая, нарядная, лёгкая. Лед (какой?) прозрачный, твердый, морозный и т.д.

 «Так бывает зимой?».  Взрослый произносит слова и словосочетания по очереди, ребёнок должен ответить, бывает так зимой или нет. Слова для игры: снегопад, метель, цветут цветы, идёт дождь, мороз, солнце, лёд, вьюга, снежинки, жара, падают листья, кругом сугробы, снеговик, горка, спеют ягоды...

 «Подскажи слово». Снег (что делает?) – падает, идёт, кружится, на землю ложится… Мороз (что делает?) – холодит, щиплет за нос, румянит щёки, замораживает… Вьюга (что делает?) – воет, шумит, засыпает снегом…

3. В морозную погоду предложите послушать, как скрипит снег под ногами. Поставьте рукавичку, рассмотрите снежинку, спросите, на что она похожа.

4.  Обратите внимание на то, как одеты люди, назовите предметы одежды, обуви. Помогите сделать вывод: дети надели валенки, потому что на дворе мороз.

5. Попросите ребенка поиграть в игру «Скажи ласково». Снег – снежок, лед – ледок¸ санки – саночки, ветер – ветерок, зима – зимушка, снеговик – снеговичок, мороз – морозец, метель – метелица.

6.  Выучите наизусть:

Тихо – тихо снег идет

Белый снег, мохнатый.

Мы почистим снег и лед

Новенькой лопатой.

4.12 - 8.12    Зимующие птицы 
1. Покажите ребенку зимующих птиц: воробья, синицу, ворону, голубя, сороку. Расскажите что эти птицы зимующие, потому что они  живут всю зиму рядом с нами, греются под крышами домов.

2. Расскажите, как люди могут помочь зимующим птицам?  (делают кормушки, подкармливают). Чем человек может подкармливать птиц? (хлеб, семечки, зерно, ягоды).

3. Обратите внимание на отличительные признаки птиц:

у синицы желтая грудка, на шее – черный шарфик, на голове – черная шапочка;

ворона большая черная, с большим клювом, каркает;

сорока – с белыми боками, длинным черным хвостом, все время стрекочет;

голубь – с маленьким клювом, маленькими глазками, с толстенькой грудкой, воркует, голуби живут дружно, в стае;

воробей – маленький, серенький, быстрый, чирикает, все время прыгает.

4. Сходите с ребенком в парк, на площадь, понаблюдайте за зимующими птицами, обратите внимание на поведение птиц, их повадки. Покормите зимующих птиц.

Поиграйте с ребенком в игры:

«Скажи, какая?»

Воробей (какой?) – быстрый, маленький, серый, веселый.

Ворона (какая?) – большая, черная, громкая, грозная и т.д.

Сорока (какая?) – шумная, белобокая, большая.

Синица (какая?)

«Скажи, что делает?»

Птица – летает, прыгает, клюет, приземляется, садится, забирает, выхватывает и т.д.

«Назови ласково»

Синица – синичка                            воробей – воробушек

Голубь – голубок                              ворона – воронушка

Перо – перышко                               клюв – клювик

Крыло – крылышко                           хвост - хвостик

«Посчитай» (с опорой на наглядность)

Один голубь, один воробей, один клюв, один хвост.

Одна ворона, одна сорока, одна синица, одна голова, одна лапа.

Про какую птицу скажешь один?

Про какую птицу скажешь одна?

11.12 - 15.12    Зимние забавы 
 

Вспомните вместе с ребенком, в какие игры можно поиграть зимой на улице. Объясните, что все эти игры и есть зимние забавы.

Вспомните, что необходимо детям для игр на улице: санки, лыжи, коньки, совочки, ведра, формочки, ледянки и т.д.

Поиграйте в игру «Подскажи, что мы делаем зимой?»

             -Мы катаемся на ...(санках, ледянках, снегокате, лыжах…)

             - Мы лепим …(снеговика, снежки)

             - Мы строим ...(снежную крепость)

             - Мы наряжаем… (елку)

             - Вокруг елки мы …(танцуем, водим хоровод)

Составьте совместно с ребенком короткий рассказ о прогулке. Задайте ребенку вопросы: с кем ты гулял на улице? В какие игры вы играли во дворе (на площадке)? Что вы строили из снега? Понравилась ил прогулка? Например: «Я пошел гулять с папой (мамой, братом и т.д.). Во дворе мы играли в снежки (катались с горки и т.д.). Мы слепили из снега снеговика. Мне очень понравилось гулять».

Начинайте предложение, а ребенок пусть договорит его.

Поиграйте в игру: «Подскажи слово»

У детей веселые лица, им сейчас (как?)… (весело).

У них громкие голоса, они говорят (как?)…(громко).

У Кати звонкий смех, она смеется (как?)…(звонко).

У Маши быстрые ноги, она бегает (как?)…(быстро).

Санки тяжелые, их везти (как?)…(тяжело).

 Валенки теплые, в них гулять (как?)…(тепло).

Во время игры выделяйте голосом прилагательные, от которых дети будут образовывать    наречия.