Наш адрес

Номера телефонов

ВЕРСИЯ САЙТА ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 Овощи. Огород

1. Понаблюдайте с ребенком явления природы, устанавливая простейшие связи между ними: наступила осень – пожелтели листья; созрели овощи – люди собирают урожай.

2. Расширяйте представления об овощах с помощью непосредственного наблюдения (цвет, форма, величина, вкус).

3. Объясните ребенку значение слов: огород, грядка, помидор, огурец, лук, морковь, картофель, репа, свекла; спелый, оранжевый, гладкий, душистый, кислый, сладкий, вкусный; дергать, срезать, выкапывать.

4. Уточните представления о том, где растут овощи, как их употребляются в пищу: делают салаты, соки, кладут в суп, солят . Покажите ребенку, как вы готовите овощные блюда.

5. Учите детей отгадывать загадки с опорой на картинки, натуральные овощи, обращая внимание на признаки (круглый бок, желтый бок - сидит на грядке колобок» - репка круглая, желтая, похожа на колобок, а огурчик зеленый, длинный…).

6. Учите образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами (игра «Большой – маленький» (огурец – огурчик; репа – репка)

7. Учите согласовывать слова в роде, числе, падеже (желтая репа, желтый лук, выросла репа – вырос лук).

Фрукты. Сад

1.  Обратите внимание детей на сезонные изменения в природе: опадает желтая листва, трава стала сухой и бурой, часто идут дожди, на рынках продается много овощей и фруктов.

2.  Рассмотрите (попробуйте, пощупайте) фрукты. Какие они по цвету, форме, величине, на ощупь, по запаху?

3. Поощряйте любое высказывание, помогите ребенку с помощью вопроса или заведомо неверной подсказки (лимон красный или сладкий?)

4. Уточните представления детей о том, где растут фрукты. Что из них можно приготовить (варенье, компот, джем, начинку для пирога).

5. Учите детей отгадывать загадки, объясняя, какие слова помогли догадаться («Висят на дереве шары, посинели от жары» - сливы растут на дереве, они синие).

6. Учите обследовать предмет и повторять за взрослым описательный рассказ из 2-3 предложений, предварительно прослушав, не перебивая и не договаривая окончания. (Яблоко зеленое, круглое, большое. Оно гладкое, душистое, сладкое. Яблоки растут в саду, на деревьях).

Деревья, кусты, дары леса  
 

1. Научите ребенка давать простейшее пояснение, что такое лес (там растет много деревьев, есть грибы, ягоды, живут дикие звери).

2. Назовите и покажите части растений (ствол, ветки, листья, иголки (хвоя), шишки, корни; шляпка, ножка; стебли ягоды).

3. Объясните, зачем дереву корни (воду пить, крепко держаться, не падать); листья (дышать, тянуться к солнцу).

4. Научите ребенка различать по внешнему виду деревья, объяснять свой выбор. (Это береза. У нее белый ствол. У рябины красные ягоды. У елки маленькие иголки. Она всегда зеленая.)

5. Научите пользоваться словом «деревья», указывая на группу растений.

6. Научите выделять из группы деревьев и называть березу, рябину, ель.

7. Помогите ребенку подобрать слова-действия (растет, качается, скрипит, краснеет ...)

8. Расскажите, что готовят из ягод (морс, кисель...)

9. Рассмотрите картинки с изображением грибов, назовите некоторые из них. (Мухомор, белый гриб, лисички...). Обратите внимание на цвет и форму шляпки.

10. Упражняйте ребенка в образовании множественного числа
 существительных. Поиграйте в игру "Хвастунишка"

Мама: У меня гриб (лист, дерево, ягода, куст, береза...)

Ребенок: а у меня грибы (листья, ягоды, кусты...)

11. Упражняйте ребенка в образовании новых слов. Поиграйте в игру "Назови ласково" (лист - листочек, ветка - веточка, береза -березка, рябина - рябинка...)

12. Прочитайте стихи, загадки о деревьях, грибах, ягодах.

Осень. Изменения в природе 
 

1. Во время прогулки во дворе, в парке обратите внимание ребенка:

- на деревья, листву (стала желтой, красной; опадает, сыплется вниз, шуршит под ногами);

- на траву, цветы (пожухла, высохла, стала колючей, жесткой; цветы увяли, поникли);

- лужи на дорожках (часто моросит дождик, земля стала сырой, лужи не успевают высыхать);

- одежду, обувь людей.

2.После прогулки поговорите о том, что видели, побуждайте ребенка употреблять в речи более точные слова.

3.Расскажите, почему не видно бабочек, мух, муравьев, куда делись птицы.

4.Выучите наизусть:

             «Осенние приметы»

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

5. Поиграйте в игру: «Маленький-большой».

Мама: «А у меня большой лист»

Ребенок: «А у меня маленький листик (листок)».

Гриб – грибок; трава – травка; туча – тучка….

Дикие животные  
  1.    Расскажите ребенку о том, что с наступлением весны в лесу из нор выходят звери: ежи, медведи…. Весной у зверей появляются детеныши, звери заботятся о них: выкармливают. Защищают от опасности, учат охотиться, прятаться, строить жилища, почти все дикие животные занимаются воспитанием малышей, пока детеныши не подрастут, не окрепнут, не станут самостоятельными, они находятся рядом с матерью.

2.    Попросите ребенка назвать детенышей, уточните представления о образе жизни зверей (кто чем питается; как называются их жилища).

3.    Расмотрите иллюстрации, назовите части тела животного. Начиная с головы, заканчивая лапами, указывая характерные особенности (большая, бурая, круглая голова, глазки маленькие, желтые, нос вытянутый, широкий, черный, в пасти острые зубы, уши круглые, маленькие…)

4.    Поиграйте в игры:

«О ком думаю?» (учим вслушиваться в речь)

- серый, зубастый опасный;

- косматый толстый неуклюжий;

- рыжая, ловкая, прыгучая;

- длинноухий, пугливый, косоглазый.

«У кого есть?»

(учим употреблять существительные с суффиксами – онок, -ёнок, -ат, -ят)

у волка – волчонок; у лисы – лисенок;

у ежа – ежонок;у белки – бельчонок;

у медведя – медвежонок;

у лося – лосенок; у волков – волчата.

«У кого какой дом?»

Берлога у (медведя),  логово (у волка),

нора у (лисы), дупло у (белки),

норка у (ежа, мыши), куст у (зайца).

Детский сад. Игрушки  
 1. Поговорите с ребенком о том, что такое детский сад, для чего он нужен, чем занимаются дети в течение дня в детском саду, в какие игры играют.

2. Спросите, как зовут воспитателей, логопеда, няню.

3.Назовите помещения (комнаты), в которых бывают дети регулярно: игровая (групповая комната), спальня, умывальная комната, музыкальный, спортивный залы. Спросите, чем дети занимаются в каждом помещении.

4. Поиграйте в игру: «Угадай, где…»

Мама: «Я беру мыло, намыливаю руки…»

Ребенок называет комнату.

«Я бегаю, прыгаю, делаю зарядку».

«Я пою, танцую, слушаю музыку».

«Я раскрашиваю картинки, играю».

5. Попросите ребенка ответить на вопрос: «Для чего нужны игрушки?».  Спросите, какие игрушки нравятся именно ему. Рассмотрите, потрогайте разные игрушки, обратите внимание ребенка на то, что игрушки могут быть твердыми и мягкими на ощупь, потому что они сделаны из разных материалов: из меха, из пластмассы, из резины, из дерева и т.д. Назовите, покажите части игрушек: кузов, кабина, колеса…

6. Поиграйте в игру «Назови ласково»: кукла-куколка, мяч-мячик, игрушка-игрушечка, дудка-дудочка, мишка-мишенька…

7. Спросите ребенка, как можно играть с мячом  (бросать, подкидывать, ударять об пол, передавать из рук в руки), с куклой (баюкать, кормить, мыть, одевать…), с кубиками (строить башню, мебель для куклы, возить в машине…).

Человек. Части тела  
  1.Рассмотрите куклу. Показывайте части тела, а ребенок пусть назовет их:  голова, шея, туловище (тело), руки, ноги.

2.     Назовите части головы, лица, а ребенок пусть покажет их на себе или на кукле (волосы, уши, лицо, лоб, брови, галаза, ресницы, нос, губы, щеки, подбородок).

3.     Попросите показать: плечи, грудь, живот, спинку, колени, локти.

4.     Попросите показать левую руку, левую ногу, правую руку….

Спросите, что у нас есть по 1, а что по 2 (одна голова, одна шея, один нос, один рот, одна спина и т.д.; два глаза, два уха, две руки, две ноги и т.д.).

5.     Предложите поиграть в игру: «Назови, что…»

 - нюхает, дышит;

- смотрит, закрывается;

- берет, трогает;

- улыбается, целует…

6.     Учите ребенка подбирать точные слова, обозначающие действия.

Игра: «Приказания».

Отдайте приказ:  - пальчиком погрозить, пальчики раздвинуть (растопырить), пошевелить, пощекотать, дотронуться (коснуться), погладить, почесать…;

- ножками подпрыгнуть, потопать, перепрыгнуть, согнуть, потоптаться, вытянуть, покачать…

7.  Побуждайте ребенка размышлять, припоминать, спросите, для чего нам нужны глаза, язык, нос…

8.     Поиграйте в игру: «Хвастунишка»

Вот нос – а вот носы                       ухо – уши

Губа – губы                                       нога – ноги

Палец – пальцы                               рука – руки

Зуб – зубы                                        нога – ноги

Волос – волосы                              плечо - плечи

9.     Поиграйте в игру: «Назови ласково»

Голова - головка, головушка;             

глаза – глазки, глазоньки;

рука – ручка, рученька;

ухо – ушко;

нос – носик;

щека – щечка и т.д.

Туалетные принадлежности 
1. Научите ребенка правильно умываться, мыть руки, чистить зубки, расчесывать волосы.

2. Называйте ребенку содержимое туалетной полочки: мыло, зубную щётку, зубную пасту, полотенце, расчёску, мыльницу, мочалку, зеркало, шампунь, крем и т.д.  Вы можете сделать вид, что забыли названия некоторых туалетных принадлежностей. Попросите ребёнка напомнить, как они называются. Удивитесь, что малыш хорошо всё помнит. Похвалите его.

3. Называйте всю группу предметов туалетными принадлежностями.

4. Умейте объяснить, для чего нужны туалетные принадлежности: мылом моют лицо, руки, шампунем моют волосы, лосьоном протирают лицо, бритвой бреются и т.д.

5. Объясните, как человек заботится о своем здоровье, следит за чистотой кожи, волос, зубов с помощью туалетных принадлежностей.

6. Упражнение «Скажи, какое?»

Полотенце мягкое, пушистое; мыло скользкое, гладкое; расческа колючая; мочалка жесткая; салфетки мягкие, влажные;  ножницы острые; пилочка шершавая; шампунь пахучий, …

7. Игра «Один - много»

щётка – щётки                                         

паста - пасты

мыльница – мыльницы

расчёска – расчески и т.д.

8. Упражнение «Что делаем?»

водой  умываемся; зубной пастой  чистим зубы; полотенцем  вытираемся; расческой  причёсываемся; мочалкой   трем; мылом  намыливаем; ножницами  стрижем

Домашние животные  
  1. Перечислите домашних животных: корова, лошадь, коза, свинья, кошка, собака. Покажите иллюстрации или игрушки. Вспомните отличительные особенности животных, назовите части тела животных, опишите их.

(У кошки длинные белые усы. У лошади пышная, густая грива. У свиньи тоненький, розовый хвост, он похож на крючок. У коровы хвост прямой, длинный, с метелкой на конце и т.д.).

2. Объясните ребенку, почему этих животных назвали домашними. Расскажите, как человек за ними ухаживает, чем питаются эти животные, какую пользу приносят. (Лошадь сильная, перевозит грузы, возит людей; корова дает молоко; коза дает молоко, пух, шерсть).

     3. Поиграйте в игры:

·       «Назови ласково»

«собака-собачка, собачонка; кошка-кошечка, киска, кисонька; свинья – свинка; лошадь – лошадка, лошадушка».

·       «У кого есть..»

У кого есть лапы? – У собаки, кошки.

У кого есть копыта? – У коровы, свиньи, козы, лошади.

У кого есть рога? У кого есть шерсть? У кого есть грива?

У кого есть пятачок? У кого есть вымя?

·       «Узнай по голосу»

Кто мычит? Кто лает? Кто мяукает? Кто блеет? Кто хрюкает?

Кто ржет?

·       «Кто тут живет?»

В конуре (будке)-…, на конюшне - …, в сарае - …, в хлеву - ….

4. Прочитайте детям рассказы К.Д. Ушинского «Лошадка», «Корова», Е.Чарушина «Кошка», «Собака», «Про Томку».

5. Выучите наизусть:

        «Кошкины крошки»

Есть у нашей кошки

Три котенка- крошки

Очень наша кошка

Любит своих крошек:

Умывает язычком,

Кормит теплым молочком

И играет с ними,

С детками своими.

  Одежда 
  1.   Расскажите ребенку, зачем нам нужна одежда (одежда нужна, чтобы закрыть животик, спинку, руки, ноги, для защиты от холода, жары, дождя и ветра) Объясните ребенку, какую одежду носят в доме, а какую на улице. Почему на улицу надевают шубу, куртку,  шарф, рукавицы и т.д.? (на улице холодно, нужно согреть руки, ноги и т.д.) Объясните ребенку, что рубашку с длинным рукавом нужно надеть, когда прохладно, а с коротким, когда жарко (шорты - брюки).

2.     Рассмотрите разные предметы одежды, назовите их правильно: платье, халат, юбка, сарафан, жилет, рубашка, блуза, пижама, свитер, кофта, шуба, куртка, пальто, плащ и т.д. Скажите, что все эти предметы можно назвать одеждой.

3.     Назовите детали (части) одежды: рукава, карманы, воротник, застежка, пояс…, обсудите с ребенком, зачем нужны карманы (чтобы положить платочек), рукава (чтобы рукам было тепло), воротник (чтобы шея не мерзла), застежки  и т.д.

4.     Поиграйте в игры:

«Чьи вещи?»

(возьмите вещи ребенка, задайте вопросы).

Взрослый спрашивает: «Чей шарф (носок…)?  Чья рубашка (футболка…)? Чьи брюки (рукавички?)»

Ребенок отвечает: «Мой шарф. Моя рубашка…»

Обращайте внимание на правильное согласование слов в предложении. (В этой игре можно поменяться ролями).

«Хвастунишка»

Взрослый говорит: «У меня шуба (рубашка)».

Ребенок «хвастает»: «А у меня шубы… А у меня рубашки…А у меня воротники…»

«Угадай, что это?»

Помогите ребенку запомнить эти названия предметов одежды.

Возьмите два предмета одежды, расскажите об одном, ребенок должен угадать.

Например: желтый с белыми горошками, с 2 карманами, без рукавов, с поясом  (сарафан)

Обувь  
  1. Обратите внимание ребенка на то, что люди носят на ногах, спросите, что это, поправьте ребенка, если он неправильно называет предметы обуви.

2.    Спросите, почему на улице и в помещении люди носят разную обувь, уточните назначение обуви (защищать ноги от холода, сырости…). Предложите ребенку назвать (показать) обувь, которую он наденет в дождь, в сильный мороз, на праздник, дома.

3.    Сравните ботинки и кроссовки, сапоги и туфли, резиновые сапоги и валенки. Расскажите ребенку, чем эта обувь отличается между собой.

4.    Рассмотрите сапог или туфельку, назовите части: подошва, носок, застежка, каблук, голенище…;

Обратите внимание на материал: кожа, мех, резина, валяная  шерсть…, из которого изготовлена обувь.

5.    Поиграйте в игры:

«Назови ласково»

(образование уменьшительно-ласкательных существительных).

- валенки - валеночки; туфли-….; тапки - …, ботинки - …,

 сапог - …, каблук - … .

«Хвастунишка»

(образование множественного числа существительных)

- У меня ботинок – а у меня ботинки; у меня сапог – а у меня ..; у меня туфля – а у меня ….; у меня валенок – а у меня…; у меня тапок – а у меня …; у меня кроссовок – а у меня …..

 «Из чего сделаны?»

( употребление предлога «из»).

- резиновые сапоги – из резины; меховые ботинки – из меха; кожаные туфли – из кожи.

«Добавь словечко».

(употребление глаголов)

На ботинках развязались (что?)…. Мы шнурки (что сделали?)….

На зарядку обувай (что?)…. На зарядку кроссовки (что делаем?)….

Перед сном разулись (кто?)…. Дети перед сном (что сделали?)…

Зима
 

1. Поговорите с ребёнком о зиме, как о времени года; расскажите о приметах зимы: зимой часто идет снег, трещат морозы, ветер наметает сугробы, замерзла вода в реках, озерах. Солнце светит, но не греет.

2. Поиграйте в игры:

 «Подскажи слово». Снег (какой?) – белый, пушистый, колючий, липкий и т.д. Зима (какая?) – холодная, ветреная, вьюжная, морозная и т.д. Снежинка (какая?) – красивая, нарядная, лёгкая. Лед (какой?) прозрачный, твердый, морозный и т.д.

 «Так бывает зимой?».  Взрослый произносит слова и словосочетания по очереди, ребёнок должен ответить, бывает так зимой или нет. Слова для игры: снегопад, метель, цветут цветы, идёт дождь, мороз, солнце, лёд, вьюга, снежинки, жара, падают листья, кругом сугробы, снеговик, горка, спеют ягоды...

 «Подскажи слово». Снег (что делает?) – падает, идёт, кружится, на землю ложится… Мороз (что делает?) – холодит, щиплет за нос, румянит щёки, замораживает… Вьюга (что делает?) – воет, шумит, засыпает снегом…

3. В морозную погоду предложите послушать, как скрипит снег под ногами. Поставьте рукавичку, рассмотрите снежинку, спросите, на что она похожа.

4.  Обратите внимание на то, как одеты люди, назовите предметы одежды, обуви. Помогите сделать вывод: дети надели валенки, потому что на дворе мороз.

5. Попросите ребенка поиграть в игру «Скажи ласково». Снег – снежок, лед – ледок¸ санки – саночки, ветер – ветерок, зима – зимушка, снеговик – снеговичок, мороз – морозец, метель – метелица.

6.  Выучите наизусть:

Тихо – тихо снег идет

Белый снег, мохнатый.

Мы почистим снег и лед

Новенькой лопатой.

Зимующие птицы  
 1. Покажите ребенку зимующих птиц: воробья, синицу, ворону, голубя, сороку. Расскажите что эти птицы зимующие, потому что они  живут всю зиму рядом с нами, греются под крышами домов.

2. Расскажите, как люди могут помочь зимующим птицам?  (делают кормушки, подкармливают). Чем человек может подкармливать птиц? (хлеб, семечки, зерно, ягоды).

3. Обратите внимание на отличительные признаки птиц:

у синицы желтая грудка, на шее – черный шарфик, на голове – черная шапочка;

ворона большая черная, с большим клювом, каркает;

сорока – с белыми боками, длинным черным хвостом, все время стрекочет;

голубь – с маленьким клювом, маленькими глазками, с толстенькой грудкой, воркует, голуби живут дружно, в стае;

воробей – маленький, серенький, быстрый, чирикает, все время прыгает.

4. Сходите с ребенком в парк, на площадь, понаблюдайте за зимующими птицами, обратите внимание на поведение птиц, их повадки. Покормите зимующих птиц.

Поиграйте с ребенком в игры:

«Скажи, какая?»

Воробей (какой?) – быстрый, маленький, серый, веселый.

Ворона (какая?) – большая, черная, громкая, грозная и т.д.

Сорока (какая?) – шумная, белобокая, большая.

Синица (какая?)

«Скажи, что делает?»

Птица – летает, прыгает, клюет, приземляется, садится, забирает, выхватывает и т.д.

«Назови ласково»

Синица – синичка                            воробей – воробушек

Голубь – голубок                              ворона – воронушка

Перо – перышко                               клюв – клювик

Крыло – крылышко                           хвост - хвостик

«Посчитай» (с опорой на наглядность)

Один голубь, один воробей, один клюв, один хвост.

Одна ворона, одна сорока, одна синица, одна голова, одна лапа.

Про какую птицу скажешь один?

Про какую птицу скажешь одна?

Новый Год  
 
  1. Расскажите ребенку о том, какой скоро будет праздник, почему он так называется, напомните, как люди встречают этот праздник (наряжают елку, надевают маски, маскарадные костюмы водят хороводы, поют песни…)

  2. Спросите, кто придет к детям с подарками.

  3. Нарядите елку вместе с ребенком, разрешите ему рассмотреть елочные игрушки, назовите елочные украшения: мишура, серпантин, бусы, гирлянды)

  4. После утренника побеседуйте о празднике, спросите, что понравилось больше всего, попросите спеть дома (у елочки) песенку, станцевать, прочесть стихотворение… Поощряйте желание ребенка петь, танцевать…

  5. Отгадайте вместе с ребенком загадки, обязательно спросите, как он догадался (помогите, если ребенок затрудняется) - кто вам принес подарки?

***

Он с седою бородой.

Шуба, посох со звездой.

Он подарки нам принес.

Это добрый …      

***

Наступает Новый Год,

Всем подарки он несет.

Вокруг елки в светлом зале

Дети водят …

 

Зимние забавы  
 

Вспомните вместе с ребенком, в какие игры можно поиграть зимой на улице. Объясните, что все эти игры и есть зимние забавы.

Вспомните, что необходимо детям для игр на улице: санки, лыжи, коньки, совочки, ведра, формочки, ледянки и т.д.

Поиграйте в игру «Подскажи, что мы делаем зимой?»

             -Мы катаемся на ...(санках, ледянках, снегокате, лыжах…)

             - Мы лепим …(снеговика, снежки)

             - Мы строим ...(снежную крепость)

             - Мы наряжаем… (елку)

             - Вокруг елки мы …(танцуем, водим хоровод)

Составьте совместно с ребенком короткий рассказ о прогулке. Задайте ребенку вопросы: с кем ты гулял на улице? В какие игры вы играли во дворе (на площадке)? Что вы строили из снега? Понравилась ил прогулка? Например: «Я пошел гулять с папой (мамой, братом и т.д.). Во дворе мы играли в снежки (катались с горки и т.д.). Мы слепили из снега снеговика. Мне очень понравилось гулять».

Начинайте предложение, а ребенок пусть договорит его.

Поиграйте в игру: «Подскажи слово»

У детей веселые лица, им сейчас (как?)… (весело).

У них громкие голоса, они говорят (как?)…(громко).

У Кати звонкий смех, она смеется (как?)…(звонко).

У Маши быстрые ноги, она бегает (как?)…(быстро).

Санки тяжелые, их везти (как?)…(тяжело).

 Валенки теплые, в них гулять (как?)…(тепло).

Во время игры выделяйте голосом прилагательные, от которых дети будут образовывать    наречия.

Детский сад. Профессии  
 

1.      Напомните детям о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о детях, назовите профессии: няня, воспитательница, повар, медицинская сестра.

2.      Спросите у детей, что делает на работе воспитательница, подскажите, если ребенок затрудняется:

воспитательница читает интересные книги, гуляет на улице, строит с детьми разные постройки, учит играть

 в подвижные игры, укладывает спать…;

няня моет посуду, приносит и раздает обед,

 помогает детям одеваться на прогулку…;

медсестра смазывает ранки и ссадины зеленкой, закапывает в нос капли, смазывает горло мазью, делает прививки…;

повар варит кашу, суп, компот, жарит котлеты, рыбу, печет блины, пирожки, готовит салаты из овощей.

3.      Учите детей уважать труд взрослых, напоминайте, что нужно беречь чистоту в помещении.

4.      Поиграйте в игры:

«Кому что нужно для работы?»

Повару – кастрюли, сковородки….

Медсестре – бинты, мазь…

Воспитателю - …

Няне - …

«Кто что делает?»

Повар – варит, режет…;

медсестра – капает, мажет, колет…,

няня – моет, вытирает, пылесосит…,

воспитатель – лепит, рисует, поет….

Посуда. Труд повара  
 

1.   Рассмотрите с ребенком посуду, назовите каждый предмет:

кастрюля, чайник, сковорода, тарелка, блюдце, чашка, ложка, нож, вилка, сахарница, кружка…

2.   Обратите внимание на части (детали):

 у чашки есть стенки, донышко, ручка;

у чайника крышка, носик, ручка, донышко….

3.   Обратите внимание на то, что посуда сделана из разных материалов. Покажите стеклянный стакан, скажите, что он из стекла; фарфоровую чашку; деревянную лопаточку (ложку); железную сковородку…

4.   Помогите ребенку сделать простейшее умозаключение, какой предмет зачем нужен. (Из чашки пьем чай, вилкой накалываем макароны и т.д.).

5.   Поиграйте в «Угадайку» (учим слушать обращенную речь).

Расставьте 4-6 предметов перед ребенком, дайте     краткое описание, не глядя на предмет: у него есть маленькое, круглое донышко, а стенки низкие, оно белое, в него ставят чашку, кладут кусочек торта.

Спросите, как ребенок догадался, какие    слова  подсказали.

6.   Поиграйте в игру «Что положим?»

(Учим вслушиваться в звучание слов).

Положим в конфетницу - ….

Положим в хлебницу - ….

Положим в салфетницу - …

Насыплем в сахарницу - …

Нальем в молочник - ….

Продукты 
 

1.В продуктовом магазине обратите внимании ребенка на витрины, назовите предметы, которые там находятся, словом «продукты».

2.Рассмотрите дома покупки, назовите каждый предмет: творог, чай,   рыба, виноград, рис, манная крупа, мука, соль ….

3.Поговорите о том, что можно приготовить из этих продуктов; приготовьте какое-нибудь блюдо, попросите ребенка помочь (насыпать муку; посолить; помыть картошку …)

4.Спросите ребенка: из чего варят борщ, из чего компот, из чего плов, пюре…(поговорите о тех блюдах, которые чаще всего готовят в семье, если ребенок не сможет ответить на вопросы, постарайтесь просить его о помощи чаще, сопровождайте свои действия пояснением: сделаю из мяса фарш, порежу лук, посолю…, пожарю на сковороде, почищу, отварю).

5. Игры

«Назови ласково»

(образование существительных с уменьшительно- ласкательным значением).

Сметана – сметанка; кефир –…; молоко- …; творог - …; мясо - …., рыба - …; сахар - …; чай - ….; макароны - ….; масло - …; конфеты - ….

«Чей-чья»

(согласование местоимений мой, моя, мои с существительными).

«С чем приготовили?»

(учим вслушиваться, правильно употреблять предлог «с»)

 С чем испекли картофельные пироги? – с картошкой (картофелем), морковный пирог – с …, яблочный пирог – с …; вишневый пирог – с …., капустный пирог – с …; абрикосовый пирог – с….

Почта  
 

1.  Сходите с ребенком на почту, обратите внимание на труд почтовых работников.   Расскажите, как письмо попадает к вам по адресу. (Можно показать, как заполняется конверт).

2.  Назовите и покажите виды почтовой корреспонденции: письма, газеты, журналы, открытки, посылки, разъясните, в чем их отличие.

3.  Закончите предложение:

«Почтальон принес письмо (кому?)….маме, сестре…»

«Из почтового ящика достали (что?)…газеты, журналы..»

« Почтальон несет (что?)…..»

«В письме написано о чем? О ком?»

«В посылке прислали много чего?»

«Назови ласково»

Письмо – письмецо                     конверт – конвертик

Открытка – открыточка              посылка – посылочка

Журнал – журнальчик                  газета – газетка

Сумка – сумочка                          ящик – ящичек

«Один - много»

Почта – почты                         журнал – журналы

Письмо – письма                   конверт – конверты

Посылка – посылки               адрес – адреса

Открытка – открытки            газета – газеты

Почтальон – почтальоны         сумка – сумки

Мебель  
 

1.    Обратите внимание ребенка на мебель в его комнате, назовите каждый предмет, спросите о назначении каждого предмета (на стуле сидят; за столом едят).

2.    Обратите внимание на части предмета: у стула есть сидение, ножки, спинка, у шкафа есть дверцы и полки, ящики и т.д.

3.     Обратите внимание на то, чем отличаются стул и табурет; кресло и диван; стол журнальный и обеденный; шкаф для одежды и для книг.

4.    Поиграйте в игру:

«Что где находится?»

(Обратите внимание на то, умеет ли ребенок правильно пользоваться предлогами, как ориентируется в помещении).

Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза и по памяти рассказать, что стоит у стены, в углу, под окном, посередине комнаты, за диваном…

Поменяйтесь ролями: ребенок спрашивает, а взрослый называет, что находится в этом месте.

5.    Поиграйте в игру:

«Угадай и назови».

Дайте краткое описание предмета мебели, который есть в доме, а ребенок пусть назовет его, поменяйтесь ролями, предложите ребенку описать предмет, а вы отгадайте, что это.

Например:

мягкое, бордовое, с подлокотниками, высокой спинкой;

низкий овальный, прозрачный, на колесиках;

 серый, с желтыми ручками, в нем много глубоких ящичков.

«Из чего сделано?»

Шелковое покрывало – из шелка; пуховая подушка – из пуха;

деревянный шкаф – из дерева; железная ручка – из железа;

стеклянные дверцы – из стекла; пластмассовая полочка – из пластмассы.

 Дом. Его части 
 
  1. Обратите внимание ребенка на то, какие здания (дома) есть на вашей улице, сравните их по высоте, длине, цвету. (Длинный – короткий, высокий – низкий, большой – маленький).
  2. Рассмотрите свой дом, попросите ребенка рассказать, какой он (поощряйте использование ребенком в речи слов: длинный, короткий, высокий…).
  3. Попросите ребенка назвать части здания (дома): стены, крыльцо, двери, окна, балконы (лоджии), крыша, лестница, лифт, ступеньки, труба.
  4. Объясните назначение и функцию части здания. (Замечательно, если ребенок сам объяснит: окна нужны, чтобы в доме было светло; крыша защищает от дождя и снега…).
  5. Предложите ребенку выложить из счетных палочек прямоугольник, похожий по форме на ваш дом.
  6. Поиграйте в игры:

 «Что выше?» «Что длиннее?»

(Упражняйте в умении сравнивать 2 предмета, пользоваться в речи словами: выше, ниже; длиннее, короче Сравните дома по высоте, длине).

«Из чего?»

 (Учим детей вслушиваться в звучание слова)

Стеклянный – из стекла, деревянный – из дерева,

Каменный – из камня; кирпичный – из кирпича;

Снежный – из снега; бумажный – из бумаги;

Песочный – из песка; пластилиновый – из пластилина.

  1. Расскажите о том, кто строит дома, какие материалы используют для строительства дома (кирпич, песок, дерево, камень, стекло), какая техника используется на стройке. Объясните, как важен труд строителей, понаблюдайте за ходом строительных работ.
Мамин день  
 

1. Расскажите ребенку, что весной есть праздник всех женщин: мам, бабушек, сестричек.

2. Научите ребенка, как нужно обратиться с поздравлением, подскажите, как правильно построить фразу: обращение + поздравление + пожелание. (Тетя Катя, поздравляю с праздником, желаю счастья).

3. Поощрите желание ребенка помочь маме, бабушке, сестре, сделать что-то приятное, сказать добрые, теплые слова.

4. Назовите профессию мамы, бабушки, место работы, расскажите о профессии, назовите трудовые действия (мама работает в аптеке, делает капли и порошки;…).

5. Упражняйте ребенка в подборе слов-определений о маме, бабушке. (Мама какая? Милая, любимая, лучшая, нежная, родная, добрая…)

6. Упражнение: «Скажи ласково».

(Учить образовывать уменьшительно – ласкательные существительные, прилагательные).

Мама – мамочка, мамуля, мамуся, мамулечка …

Добрая – добренькая, старая – старенькая,

милая – миленькая, родная – родненькая,

нежная – нежненькая …

Моя семья  
 
  1. Объясните ребенку, что такое семья. Перечислите членов вашей семьи, назовите их по именам. Посчитайте, сколько всего человек в вашей семье. Назовите самого младшего и самого старшего члена вашей семьи.
  2. Расскажите ребенку, кто как в семье заботится о других (папа работает, забирает детей из садика, помогает делать уроки, ремонтирует…).
  3. Объясните ребенку, кто кому кем доводится. (Юля – сестра Вадика, а Вадик – Юлин брат. Юля – мамина и папина дочка, а Вадик – сынок.)
  4. Поиграйте в речевые игры:

«Какой? Какая?»

Мама (какая?) – красивая, добрая,

 ласковая, нежная…

Папа (какой?)  -  сильный, умный, строгий…

Бабушка (какая?) – заботливая, веселая, милая….

Дедушка (какой?) – мудрый, старенький, добрый….

Брат (сестра) (какой?) – маленький, беспомощный, забавный, любимый, прекрасный, умелый, трудолюбивый, спортивный, ловкий, младший, старший, главный.

 «Назови ласково»

Мама – мамочка, мамуля. Папа – папочка, папуля. Бабушка – бабулечка. Дедушка – дедуля. Сын – сыночек, сынуля. Дочь – доченька. Брат – братик, братишка. Сестра – сестричка, сестренка.

Умная – умненькая; веселая – веселенькая; нежная -….; добрая - …; старая - …; старший - …; младший - …..

Моя улица  
 

Выучите с ребенком название нашего города, домашний адрес.

Рассмотрите фотографии, иллюстрации, открытки с изображением Ухты. Обратите внимание на то, что в городе дома разные (одноэтажные, многоэтажные, деревянные, каменные, высокие, низкие…)

Погуляйте по своей улице, расскажите, какая она (длинная или коротка, широкая или узкая).

Обратите внимание ребенка на то, что находится рядом с домом (продуктовый магазин, аптека, школа и т.д.). Научите ребенка ориентироваться в своем дворе: покажите, что справа от вашего дома (слева, сзади, впереди).

Во время прогулок (поездок) по городу показывайте и называйте учреждения, которые вы видите (парикмахерские, школы, поликлиники, аптеки, и т.д.).

 Поиграйте в игру: «Мой или моя» (учите правильно согласовывать местоимение с существительным).

Моя – аптека, улица, дорога …

 Мой – город, магазин, двор.

«Один – много» (Упражнять в употреблении существительных родительного падежа).

1 город – много городов, 1 улица – много улиц,

1 дом – много домов, 1 двор – много дворов,

1 дорога – много дорог, 1 школа – много школ,

1 магазин – много магазинов, 1 аптека – много аптек.

Транспорт 
 
  1. Рассмотрите картинки (или игрушки) с изображениями автомобилей, кораблей, поездов, самолетов. Попросите ребенка назвать каждый предмет, назовите все предметы словом «транспорт».

  2. Объясните, что транспорт это то, на чем перевозят людей или грузы (песок, кирпичи, продукты, мебель..)

  3. Обратите внимание, умеет ли ребенок различать и правильно называть лодку и корабль; вагон и паровоз; грузовик и легковой автомобиль; самолет и вертолет.

  4. Покажите и назовите части предмета (на игрушке или картинке): кабина, кузов, руль, фары, палуба, крылья…, спросите ребенка, для чего нужна кабина, палуба и т.д.

  5. Расскажите, кто управляет транспортом (шофер (водитель), капитан, летчик).

  6. Поиграйте в игру: «Что где встречается?»

В небе – вертолет, ракета; на земле – грузовик ….; на воде – лодка….

  1. Поиграйте в игры:

 «Один – много»

(упражнять в употреблении формы множественного числа в родительном падеже).

1 лодка – много лодок; 1 машина – много машин; 1 ракета – много ракет; 1 вагон – много вагонов; 1 пароход – много пароходов; 1 шофер – много шоферов; 1 капитан – много капитанов; 1 летчик – много летчиков

 «Найди игрушки (предметы), одинаковые по материалу» (упражнять в употреблении в речи слов: бумажный, резиновый, железный, деревянный, учить на ощупь определять материал, из которого сделаны игрушки).

Бумажные лодка и самолетик; деревянный кубик; железный грузовичок; резиновый мячик.

  Детеныши домашних животных
 

1. Напомните ребенку о том, что с приходом весны у домашних животных появляются детеныши.

2. Спросите у ребенка, кто появился у коровы, козы, лошади, собаки, кошки, свиньи.

3 Расскажите о том, как взрослые животные заботятся о своих малышах (кормят, вылизывают, греют теплом своего тела, охраняют от опасности, воспитывают: учат безопасному правильному поведению в природе).

4. Рассмотрите иллюстрации домашних животных и их детенышей, назовите части тела, обратите внимание на характерные особенности строения тела детенышей (круглая большая голова; большие зеленые глаза; короткий куцый хвостик; большой круглый животик; маленькие глазки, копытца; тело покрыто шерстью).

5. Расскажите о труде людей по уходу за домашними животными. (Кормят, поят, строят жилища, чистят их).

6. Поиграйте в игры:

«Скажи ласково»

(учим пользоваться в речи уменьшительно-ласкательными существительными).

 Коза – козочка; корова – коровка, коровушка;

лошадь – лошадка, лошадушка; кот – котеночек, котенька; поросенок – поросеночек; теленок – теленочек, телочка.

 «Кто как голос подает»

(учим пользоваться в речи глаголами).

 Хрюкает кто? - … Ржет кто? - …Мычит кто? - …

Лает кто? - …Мяукает кто? - …Блеет кто? - …

Мурлычет кто? - …Тявкает кто? - …

 

«У кого кто есть» (учим правильно называть детенышей).

  У коровы теленок. У коров телята.

 У лошади жеребенок. У лошадей жеребята.

Домашние птицы   
 

1.  Рассмотрите игрушки или картинки с изображением курицы, петуха, гуся, утки, индюка. Обратите внимание на отличительные признаки птиц: у петуха хвост колесом, высокий гребень, сильные, длинные ноги со шпорами; у утки шея и ноги короткие, клюв широкий, как лопата, ходит вперевалочку; у курицы хвост уголком, гребешок красный, невысокий, бородка капельками; у гуся шея длинная, клюв уголком, ноги длинные, крепкие; у индюка голова маленькая, бородка длинная, красная, хвост веером.

2. Напомните ребенку, почему этих птиц называют домашними (живут рядом с человеком, люди заботятся о птицах: кормят и строят для них жилища – курятники, птичники, а птицы приносят человеку пользу).

3. Расскажите, что едят птицы (клюют зерно, щиплют траву, пьют воду, ищут червяков …)

4. Поиграйте в игры:

 «Хвастунишка» (образование формы множественного числа существительных)

                У меня курица , а у меня куры

                У меня петух, а у меня петухи

                У меня гусь, а у меня гуси

                У меня индюк, а у меня индюки

                У меня утка, а у меня утки

«Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных)

 Курица-курочка, утка-уточка, цыпленок – цыпленочек, утенок-утеночек, клюв-клювик, перья-перышки, яйцо-яичко, крылья-крылышки, шея-шейка…

Белая-беленькая, пестрая-пестренькая, жирная-жирненькая, длинная-длинненькая …

 «Что делает?»

 Кря-кря-крякает; кукареку - кукарекает, куд-куда – кудахчет; га-га-га – гогочет, пи-пи – пищит.

5. Учите сравнивать птиц по величине, образовывая новое слово (выше, ниже, длиннее, короче, толще, тоньше, шире, уже).

Дикие животные и их детеныши  

 

  1. Расскажите ребенку о том, что с наступлением весны в лесу из нор выходят звери: ежи, медведи…. Весной у зверей появляются детеныши, звери заботятся о них: выкармливают, защищают от опасности, учат охотиться, прятаться, строить жилища, почти все дикие животные занимаются воспитанием малышей, пока детеныши не подрастут, не окрепнут, не станут самостоятельными, они находятся рядом с матерью.

  2. Попросите ребенка назвать детенышей, уточните представления о образе жизни зверей (кто чем питается; как называются их жилища).

  3. Расмотрите иллюстрации, назовите части тела животного. Начиная с головы, заканчивая лапами, указывая характерные особенности (большая, бурая, круглая голова, глазки маленькие, желтые, нос вытянутый, широкий, черный, в пасти острые зубы, уши круглые, маленькие…)

  4. Поиграйте в игры:

«О ком думаю?» (учим вслушиваться в речь)

 - серый, зубастый опасный;

- косматый толстый неуклюжий;

- рыжая, ловкая, прыгучая;

- длинноухий, пугливый, косоглазый.

 «У кого есть?»

(учим употреблять существительные с суффиксами  – онок, -ёнок, -ат, -ят

у волка – волчонок; у лисы – лисенок;

у ежа – ежонок;у белки – бельчонок;

у медведя – медвежонок;

у лося – лосенок; у волков – волчата.

 «У кого какой дом?»

Берлога у (медведя),  логово (у волка),

 нора у (лисы), дупло у (белки),

норка у (ежа, мыши), куст у (зайца).

Сезонные одежда, обувь, головные уборы   
 
  1. Напомните ребенку, что приближается время года – весна. Обратите внимание, что с приходом весны люди меняют свою одежду. Убирают теплую зимнюю одежду, а надевают легкую весеннюю одежду, обувь и головные уборы.

  2. Вспомните, что вы носили зимой, и что будете надевать весной. (Зимой обували валенки, пимы; весной – резиновые сапожки, легкие ботинки. Зимой – меховые шапки-ушанки, а весной вязаные шапочки, кепки. Зимой – шубы, пуховые куртки, а весной – плащи, пальто, легкие куртки).

  3. Задайте ребенку вопрос, почему весной надевают резиновые сапоги, непромокаемые плащи и брюки.

  4. Рассмотрите разные предметы одежды, обуви, головных уборов, назовите их правильно: пальто, плащ, куртка, комбинезон, шапка, кепка, перчатки, сапоги, ботинки и т.д. Попросите выбрать только одежду ( только обувь, только головные уборы). Спросите, что ребенок выбрал.

  5. Помогите ребенку понять лексическое значение глаголов: надевать – снимать, обувать – разувать.Попросите выбрать те предметы, которые будут надевать (обувать). Предложите ребенку выполнить действия по вашей команде: сними, надень, разуй, обуй.

  6. Назовите детали (части) одежды: рукава, карманы, воротник, застежка, пояс, капюшон; обуви – носок, каблук, подошва, застежка, голенище.

 «Исправь ошибку»

Я шапку разуваю. Я куртку обуваю. Я сапоги надеваю. Я ботинки снимаю.

 «Назови ласково»

Сапоги -  сапожки, перчатки – перчаточки, куртки –курточки, шапки – шапочки, плащи – плащики, кепки – кепочки.

Весна. Изменения в природе  
  
 
  1. Обратите внимание ребенка на изменения в природе: ярко светит и припекает солнце; звонко поют синицы; появляются проталины; на крышах появились сосульки; днем звенит капель; небо высокое, ярко-голубое; набухают почки на кустах, деревьях.

  2. Попросите ребенка рассказать, как стали одеваться люди. Спросите, почему вместо шуб надели пальто, куртки, а вместо валенок – обули ботинки, сапоги.

  3. Скажите, что это время года называется весна.

  4. Поиграйте в игры:

 «Скажи, как на улице?»

(Учите образовывать наречие от прилагательных).

     Погода ветренная – на улице ветренно.

     Погода солнечная – на улице солнечно.

     Погода дождливая – на улице дождливо.

    Погода теплая – на улице тепло.

    Погода холодная – на улице холодно.

  1. Выучите наизусть

    Весна.

    К нам весна шагает

    Быстрыми шагами,

    И сугробы тают

    Под ее ногами.

    Черные проталины

    На полях видны.

    Видно, очень теплые

    Ноги у весны.

    И. Токмакова

Птицы прилетели  
 
  1. Расскажите ребенку о том, что весной с юга прилетают птицы: грачи, скворцы, гуси, утки, ласточки, кукушки.

  2. Спросите, когда птицы улетали в теплые края, почему они вернулись.

  3. Расскажите (по возможности понаблюдайте) о том, чем птицы заняты: вьют гнезда, выводят птенцов, кормят их. Расскажите о том, какую пользу приносят птицы, как люди заботятся о птицах.

  4. Рассмотрите рисунки, иллюстрации с изображением перелетных птиц, обратите внимание на характерные особенности, научите ребенка узнавать их ( у ласточки длинный раздвоенный хвостик (как вилочка), белая грудка; кукушка пестрая, крупная, с серым хвостом, грач черный с белым пятном на клюве; у скворца длинный тонкий клюв, оперение черное, с яркими зелеными, фиолетовыми пятнышками).

  5. Поиграйте в игры:

«Один или одна» «Два или две»

 (учи согласовывать числительные 1,2 с существительным в роде )

 Один грач (скворец, гусь); одна ласточка (утка, кукушка);

два грача (скворца, гуся); две ласточки (кукушки, утки).

  «Куда спряталась птица?»

(учи правильно пользоваться в речи предлогами на, в, за, под, по).

 «У кого что есть?»

(учи сравнивать строение тела птицы и животного).

 Взрослый спрашивает, а ребенок отвечает на вопросы, рассматривая картинки или игрушки.

У кого крылья? У кого четыре лапы? У кого нос?

У кого перья? У кого клюв? У кого две лапы? Укого шерсть?

Насекомые  
 

1. Расскажите (или прочитайте) ребенку о жизни насекомых.

2. Научите различать жука, бабочку, шмеля, пчелу, муравья, божью коровку.

3. Расскажите, как они передвигаются: ползают, летают, порхают. Как голос подают: жужжат, гудят, пищат.

4. Понаблюдайте на даче, в парке, кто из насекомых появился, объясните, почему в солнечный, теплый день можно увидеть много насекомых.

5. Рассмотрите на картинке, в книге, какие части тела есть у насекомых, назовите: голова, брюшко, лапки, усы(усики), крылья, грудь.

6. Поиграйте в игру:

«Угадай, о ком говорю?»

(с опорой на картинки или наблюдая за насекомыми).

- Брюшко круглое, голова черная, усики короткие,  крылья красные с черными точками…

- Брюшко продолговатое, голова круглая,  усики длинные, крылья пестрые, яркие, большие…

Поиграйте в игру:

«Веселый счет»

(Учим детей согласовывать числительные 1,2,5 с существительными).

 Мама: «У меня одна бабочка»

 Ребенок: «А у меня две (три, четыре…) бабочки».