Наш адрес

Номера телефонов

Электронная приемная

ВЕРСИЯ САЙТА ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

12.09-16.09    Золотая осень
1. Напомните ребенку, какое время года наступило и какое ему предшествовало.
2. Обратите внимание ребенка на изменения в природе (дни стали короче, похолодало, часто моросит дождь, небо низкое, серое, хмурое…)
3. Соберите букет из листьев, рассмотрите их. Назовите их цвет (оранжевый, желтый, фиолетовый…). Обратите внимание ребенка, на то, что листья осенью опадают, это называется листопадом.
4. Обратите внимание на траву, цветы. Как они изменились? (Пожелтели, засохли…)
5. Вспомни, как ты одевался летом. Во что люди одеты и обуты осенью? Почему?
6. Какая осень? (Золотая, щедрая, урожайная, дождливая, теплая, красивая, яркая…). Объясните ребенку, почему осень называют золотой.
7. Скажи со словом осенний
Небо (какое?) осеннее
Ветер (какой?) осенний
Туча, дождь, аллея, цветы, погода, день утром.

8. Какая погода бывает осенью?
9. Назови один предмет и много предметов
Дождь – дожди,
Зонт – зонты
Лужа – лужи
Лист –

10. Добавь словечко
Листья (что делают?) падают, кружатся, летят, осыпаются, краснеет…
Ветер (что делает?) дует, воет, срывает, кружит, несет, качает …
Небо (что делает?) хмурится, плачет, синеет, блистает…

11. Выучите с ребенком стихи, загадки об осени
19.09 - 23.09    Овощи. Огород

1.  Сходите с ребенком в овощной магазин, купите овощи, рассмотрите их, спросите, почему магазин (отдел) называется овощным.

2.         Вместе с ребенком помойте, почистите их, покажите - как овощи режут, трут, варят, жарят, тушат, сопровождая действия речью.

3.         Дайте попробовать сырой (вареный, жареный) овощ, спросите, какой он на вкус.

4.         Расскажите, что кладут в борщ (щи, суп), какие овощи едят в сыром виде, какие жарят ...

5.     Поиграйте в игру «Что как растет?» (на земле; в земле; на кустиках).

6.         Обратите внимание ребенка на то, как вы ухаживаете за овощами на дачном участке, урожай каких овощей уже собран, какие овощи срезали, какие выдергивали, какие выкапывали; какие снимали.

7.         Поиграйте в игру: «Большой - маленький» (образование новых слов с помощью суффикса: лук - лучок...).

8.         Поиграйте в игру «один – много» (У меня один кабачок, а у тебя?  У меня много кабачков…)

9.         Погадай в игру «Угадайка»

Из чего кабачковая икра? – Из кабачков.

Из чего луковый суп? – Из лука.

10.Составьте рассказ-описание о любом овоще по плану: Что такое? Где растет? Какой по форме, цвету, величине? Какой на ощупь? Какой по вкусу? Что из него готовят?

11.Прочтите детям загадки, стихи, сказки об овощах.: «Овощи» Ю.Тувим; Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка»; Э.Успенский «Как растили капусту».

Фрукты. Сад

1. Спросите у ребенка, какие фрукты он знает (яблоко, груша, слива, лимон, банан, апельсин, мандарин, киви, персик, абрикос)
2. Где растут фрукты? (в саду, на ветке) Какие они по вкусу? Чем отличаются фрукты и овощи? Чем полезны фрукты?
3. Рассмотрите фрукты, назовите части (кожура, косточки, семечки, мякоть, хвостик). Попробуйте, понюхайте фрукты.
4. Поиграйте в игру «Угадай, что за фрукт». Назовите фрукт с завязанными глазами на ощупь, по запаху, на вкус.
5. Поупражняйтесь в согласовании местоимений мой, моя, мое с существительными. (Моя груша, мой апельсин, моё яблоко)
6. Поиграйте в игру «Скажи, какой». Яблоко – сладкое, спелое, душистое, румяное, сочное, ароматное, круглое, большое.
7. Что можно приготовить из фруктов: сок, компот, варенье, джем, пастила, мармелад, кисель, компот, начинки для пирогов, торты.
8. Поиграйте в игру «Какой сок? Какое варенье? Какая начинка?». Обращайте внимание на окончание прилагательных.
Сок из яблок – яблочный. Варенье яблочное. Начинка яблочная.
9. Поиграйте в игру «Хвастунишка» (один много) У меня одно яблоко. А у меня много яблок. У меня одна слива. А у меня много слив.

10. Поиграйте в игру «скажи наоборот»
Крупный – мелкий
Большой – маленький
Спелый – незрелый (зеленый)
Гладкий – шероховатый

Сладкий – кислый

11.    Помогите ребенку составить рассказ-описание любого фрукта по плану:
Какой фрукт по цвету
-по форме
-по величине
-по вкусу?

Какие у него части?
Как употребляют в пищу?
Чем он полезен.

12.    Объясните ребенку смысл выражения «румяное яблоко»
13. Прочитайте стихи, загадки, сказки о фруктах.

 3.10 - 7.10     Грибы. Ягоды

1.  Рассмотрите грибы и ягоды.

2.  Назовите части гриба: шляпка, ножка, грибница.

3. Расскажите ребенку, где растут ягоды, грибы. (Во мху, на болоте, под березой, под осиной, на пне…)

4. Подберите прилагательные для описания грибов (крепкий, гладкий, блестящий, маслянистый…)  ягод (мелкая, крупная, сладкая, кислая, черная, красная, сочная, блестящая)

5. Сравните два гриба между собой. (У этого ножка тонкая, а у этого толстая. Эта шляпка коричневая, а эта розовая.)

6. Расскажите про съедобные и ядовитые грибы.

7. Почему грибы так называются? (подосиновик – растет под осиной, подберезовик – под березой, моховик – во мху, масленок - маслянистый)

8. Что можно приготовить из грибов (икра, жаркое, суп, начинка пирога)  и ягод (варенье, морс, кисель, начинка)?

9. Назовите правильно:

суп из грибов - грибной

10. Объясните значение пословицы: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий — в кузов кладут».

11. Прочитайте стихи, пословицы про грибы, ягоды,  русскую народную сказку «Война грибов»

 10.10 - 14.10    Лес. Деревья. Кусты

1.     Сходите на прогулку в лес. Что такое лес? Что растет в лесу? Рассмотрите деревья, кусты.

2.      Рассмотрите деревья, назовите части дерева: ствол, ветви, листья, корни, крона…   Сравните стволы деревьев, отличаются ли они?

3.      Найдите хвойные и лиственные деревья. Чем они отличаются?(Хвойные деревья покрыты иголками, зимой они остаются зелеными, не опадают, из порезов ствола выделяется смола, на хвойных деревьях растут шишки).

4.      Чем отличаются кусты и деревья?(У дерева один толстый ствол, у куста несколько тонких веток, куст ниже, кусты бывают колючими). Найдите и назовите кусты (сирень, малина, смородина, рябина, акация, шиповник)

5.     Подбери слова для описания дерева. Какая береза? Стройная, белоствольная, тонкая, зеленая, кудрявая…

6.      Игра «Назови лист»
Лист березы – березовый
Лист осины – осиновый
Лист клена – кленовый …

7.      Игра «Чего в лесу много?» (родительный падеж существительных)
Много грибов, ягод, веток, шишек, деревьев…

8.      Расскажите, как выглядит лес поздней осенью: листья облетели, деревья стоят голые, высохла трава, листья почернели, улетели перелетные птицы.

    9.      Прочитайте стихи про осенний лес. Вспомните, в каких сказках действие разворачивается в лесу?

17.10 - 21.10    Перелетные птицы

1.       Познакомьте ребенка с перелетными птицами. (Дикие утки, гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки).

2.       Спросите у ребенка, почему эти птицы называются перелетными, куда улетают? Объясните, что становится холодно, исчезают насекомые, засыхают растения, скоро замерзнут реки и озера, птицам будет трудно добывать корм. Птицы улетают на юг, в теплые края, чтобы там переждать холодную, суровую зиму.

3.       Рассмотрите на иллюстрациях внешний вид птиц, укажите отличительные признаки (голова, туловище, крылья, лапы, перья, клюв, шея, хвост, глаза).

4.       Понаблюдайте за перелетными птицами в парке.

5.       Поиграйте в игры

·            «Один - много».
Ласточка – ласточек. Скворец – скворцов. Журавль – журавлей.

Утка – уток. Гусь – гусей. Грач – грачей.

·            «Назови ласково».
Птенец – птенчик         перо – перышко
голова – головушка        крыло – крылышко
гнездо – гнездышко        клюв – клювик

·            «Назови семью»
Утка – селезень – утенок;   Гусыня – гусь – гусенок;    Грач – грачиха – грачонок;      Скворец – скворчиха – скворчонок.

·            Игра «Улетает – не улетает». Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает – улетает она на зиму или нет. Пример: лебедь, ворона, синица, кукушка, сорока, журавль, ласточка и т.д.

6. Рассмотрите изображения птиц, ответьте на вопросы.
У какой птицы самая длинная шея? (у лебедя) У какой птицы самые длинные ноги? (у цапли, журавля) У какой птицы длинный клюв? (цапля, журавль) У какой птицы острый хвост? (ласточка) Какие птицы умеют плавать? (лебедь, утка, гусь)

7. Выучите с ребенком стихи, загадки о перелетных птицах.

24.10 - 28.10    Дикие животные и их детеныши
1. Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов – зайца, белки, волка, лося, медведя, ежа, лисы.
2. Поговорите с ребенком о том, как животные готовятся к зиме: еж, медведь впадают в спячку в берлоге и норе, белка запасает орехи, грибы.
3. Отметьте внешние признаки животных: голова, морда, уши, нос, лапы, туловище, когти, шерсть, хвост
4. «Угадай, чей это детеныш»
У медведицы – медвежонок
У белки – бельчонок
У лосихи – лосенок
У ежихи - ежонок
у лисы – лисенок
у зайчихи – зайчонок
у волчицы – волчонок

5. Кто где живет? (волк в логове, медведь зимой в берлоге, белка в дупле, лиса в норе, еж устраивает гнездо и т.д.)
6. Кто как голос подает? (лиса тявкает, медведь рычит, волк воет)
7. Скажи, кто так делает. Кто из зверей воет?(охотится, воет, бродит, переваливается, выслеживает, крадется, кусается, рыщет, скачет, хитрит)
8. Угадай кто это?
Бурый, косолапый, неуклюжий -…
Серый, зубастый, страшный - …
Хитрая, пушистая, рыжая - …
Маленький, длинноухий, пугливый -…
Колючий, маленький, пушистый -…

9. Прочитайте детям сказки о животных «Зимовье зверей», «Лиса и заяц», «Волк и лиса» и др. Выучите стихи, загадки.
31.10 - 4.11    Одежда. Обувь. Головные уборы

1.     Поговорите с ребенком об осенней одежде и обуви. Чем она отличается от летней. (Осенью становится холодней, поэтому одежда должна быть теплая, прочная, непромокаемая, защищать от сырости, ветра …) Выясните, знает ли ребенок, что мы называем головными уборами. Предложите вспомнить, какие головные уборы у него есть. Назовите несколько предметов осенней одежды (плащ, куртка, ветровка, свитер); обуви (резиновые сапоги, ботинки); головные уборы (шапка, кепка, берет).

2.     Ребенок должен употреблять обобщающие слова «одежда», «обувь», «головные уборы» и называть, что к ним относится.

3.     Поощряйте употребление в речи слов обувать, надевать, одевать. При этом необходимо помнить, что надевать можно что-то: пальто, шляпу…; одевать можно кого-то: дочку, сына, куклу…..

4.     Попробуйте определить качество и свойства материала, из которого изготовлена одежда и обувь. Например: пальто из шерсти - шерстяное. Оно теплое, мягкое, сапоги из резины - ….; шляпа из фетра - ….

5.     Обратите внимание на различия в одежде детей и взрослых, мужчин и женщин. Попросите ребенка назвать несколько предметов одежды, обуви и головных уборов, которые носят только женщины или только мужчины.

6.     Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый лишний»:

·        Свитер, кофта, плащ, шляпа.

·        Кепка, косынка, берет, брюки.

·        Кроссовки, панама, ботинки, тапки.

·        Шлепанцы, пальто, плащ, юбка.

·        Сапоги, шорты, босоножки, туфли.

·        Сандалии, шуба, кеды, валенки.

7.     Выполните упражнение «Большой - маленький».

Сапог – сапожок 

шапка – шапочка

кепка – кепочка

плащ – плащик

куртка – курточка

ботинок – ботиночек

8.      Рассмотрите и назовите предметы одежды, обуви и головных уборов, назовите их части: воротник, рукава, манжеты, пояс, пуговицы, петли, карманы, капюшон, голенище, подошва, носок, задник, каблук, козырек, помпоны поля и т.д.

9.     Поиграйте в игру «Один много»

одна куртка – много курток                             

шапка –

плащ –

кепка –

пальто –

шляпа  -

10.  Объясните, почему так говорят: спустя рукава – делать плохо, небрежно.

7.11 - 11.11    Человек. Части тела

1.     Обратите внимание на то, что есть у человека. (Туловище, руки, ноги, голова, лицо, волосы и т.д.) Объясните, для чего человеку нужна голова, уши и т.д.

2.     «Скажи что делаем?»  Головой мы (что делаем?) – думаем; ушами… - слушаем; глазами… - смотрим; носом… - дышим, нюхаем; ртом… - едим, пьем, говорим; руками… - берем, держим, трогаем, рисуем и т.д.

3.     Спросите, знает ли ребенок названия пальцев?

4.     Попросите ребенка показать левую (правую) руку (ногу), рассказать, что находится слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.

5.     Поиграйте в игру «Большой - маленький». Что у тебя, что у куклы?

У тебя круглая голова, а у куклы кругленькая головка. У тебя красные щеки, а у куклы красненькие щечки. И т.д.

Рука – рученька (ручонка)

нога – ноженька

голова – головушка

глаз – глазок

нос – носик       

ухо – ушко

6.      «У кого что?» 

У птицы клюв, а у меня –

У птицы крылья, а у человека –

У птицы перья, а у человека –

Птица клюет, а я –

У птицы птенцы, а у мамы –

Птица летает, а человек

7.      «Расскажите, какие?» глаза – светлые, ясные, большие, черные и т.д.

8.     «Скажи наоборот».

Большой – маленький,

трудолюбивый – ленивый,

 детский – взрослый,

грустный – веселый,

смелый – трусливый,

злой – добрый,

говорить – молчать,

низкий – высокий,

глупый - умный,

широкий – узкий.

9.     Подумайте что у человека по одному, по два: два уха, два  глаза, две щеки, одна голова, одно туловище и т.д.

10. Объясните, почему мы так говорим:

«Хоть бы одним глазом взглянуть».

«Сидеть сложа руки».

«Пропустить мимо ушей».

11.   Расскажите, зачем человеку зубы. Как он может о них заботиться и зачем. Поговорите с ребенком о том, как человек может позаботиться о своем здоровье.

 14.11 - 17.11    Моя семья

1.    Вспомните, что называется семьей. Кто может быть членом семьи. Сосчитайте членов своей семьи (мама, папа, брат – нас четверо).

2.    Выясните, как ребенок понимает родственные отношения. Знает ли он своих родственников. (Назовите дедушку, бабушку, тетю, дядю, внука, сына, дочь)

3.    Назовите фамилию, имя, отчество каждого члена семьи.

4.    Кто из родственников самый старший, самый младший.

5.    Вспомните профессии родственников, чем они называются.

6.    Расскажите, что делают члены семьи.

 Мама печет, варит, жарит, убирает… Папа чинит, пилит …

7.    Подберите слова, которыми можно характеризовать семью. (Крепкая, большая, дружная, спортивная, гостеприимная)

8.    Назовите правильно предметы: очки дедушки – дедушкины, кофта бабушки – бабушкина… (тети, дяди, братишки, сестрички, Кати, Пети, Васи)

9.    Подберите слова, которыми можно описать маму, папу, бабушку, сестру… Скажи, какая мама. (добрая, ласковая, веселая, красивая, приветливая, трудолюбивая, заботливая…)

10.  Составьте рассказ об одном из членов семьи по плану.

Как зовут. Кем работает. Какой он. Что умеет делать. Чем любит заниматься. За что ты его любишь.

11.   Объясните ребенку смысл поговорки. «Мой дом – моя крепость».

21.11 - 25.11    Профессии в детском саду

Спросите у ребенка, какие профессии он знает: повар, водитель, строитель, учитель, врач, медсестра, уборщица, ветеринар…

2.     Попросите ребенка назвать, люди каких профессий работают в детском саду:воспитатель, няня, логопед, медсестра, врач, швея, водитель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, повар, сторож.

3.     Попросите рассказать, что делают медсестра, воспитатель, няня, логопед… Подскажите, если ребенок затрудняется:

воспитательница читает интересные книги, гуляет на улице, строит с детьми разные постройки, учит играть в подвижные игры, укладывает спать…; логопед проводит занятия, учит правильно говорить, делает зарядку для губ, язычка, учит рассказывать, читать, писать…

4.     Рассмотрите фотографии различных событий в детском саду (праздников, соревнований, мероприятий…). Попросите ребенка показать и назвать профессии взрослых, которые участвовали в этих мероприятиях. Попросите назвать их по имени и отчеству.

5.     Назовите,  кому что нужно для работы.

Повару – кастрюли, сковородки….; медсестре – бинты, мазь…; воспитателю - …; няне - …

6.     Подберите как можно больше слов-действий: повар – режет, моет, чистит, лепит, жарит, варит, печет, готовит, мешает, солит…;   воспитатель -...;

няня -…; медсестра - …

7.     Подумайте, какими качествами должны обладать люди работающие в детском саду: они должны любить детей, быть добрыми, внимательными, умными…

8.     Составьте  рассказ о воспитателе по плану:

Как зовут воспитателя? Что делает воспитатель? Что ему нужно для работы? Каким должен быть воспитатель? Хочешь ли ты стать воспитателем?

28.11 - 2.12    Зима

1Попросите ребенка назвать признаки зимы (в живой и неживой природе). Учите ребенка видеть за окном по пути   в детский сад и называть зимние признаки. (Снег, иней, лед, сугробы, метель, морозные узоры, мороз)

2.    Выучите названия зимних месяцев.

3.    Поговорите о том, как звери, птицы зимуют, как люди заботятся о домашних животных, птицах (помогают перезимовать)

4.    Попрактикуйтесь в подборе слов – признаков к словам: снежинка – легкая, прозрачная, нежная … снег – мягкий, пушистый, легкий, хрустящий… лед – гладкий, прозрачный, скользкий …

5.    Подберите слова – действия:

Снег – идет, порхает, кружится, сверкает …

Вьюга – воет, летает, злится, заметает…

6.    Попросите ребенка угадать признак зимы по его признакам: белая, легкая, пушистая, как звездочка – снежинка; большой, высокий, мягкий – сугроб; крепкий, сильный, злой, кусачий – мороз….

7.    Попрактикуйтесь в согласовании существительного с прилагательными: снежный (-ая, -ое, -ые)  зима – снежная, ком – снежный, погода – снежная, сугробы – снежные…

ледяной (-ая, -ое, -ые)  дорожки – ледяные, фигура -…, ветер - …

8.    Спросите ребенка, какие краски нужны, чтобы нарисовать зиму. (Белая, синяя, голубая, серебряная…)

9.    Подберите «ласковые» слова. Снег – снежок, ветер - …, мороз - …, санки - …, шуба - …, ком - …, снеговик - …

10. Прочитайте стихи, загадки,  сказки о зиме

5.12 - 9.12    Зимуюшие птицы

1. Спросите, каких птиц называют зимующими. Почему их называют зимующими?
2. Назовите зимующих птиц: воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, голубь, сова, дятел и т.д. Расскажите ребенку где живут всю зиму и чем питаются? Помогите сделать вывод: птицы остаются зимовать, потому что им есть, чем питаться.
3. Назовите части тела птиц: крылья, спинка, грудка, хвост, лапки, клюв, перья…
4. Выделите отличительные признаки птиц: воробей маленький, юркий, серенький; синица с желтой грудкой, синей шапочкой, поет «сии»; сорока с длинным хвостом, длинным клювом, белыми боками; снегирь…, ворона … и т.д.

5. Расскажите, как люди могут помочь зимующим птицам? (делают кормушки, подкармливают) Чем человек может подкармливать птиц? (хлеб, семечки, пшено, сало, сушеные ягоды)
6. Поиграйте в игру «Четвертый лишний». Попросите ребенка назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.
Снегирь, ворона, синица, ласточка(ласточка перелетная птица, а остальные -зимующие)
Кукушка, перья, лапы, клюв

Гнездо, скворечник, нора, дупло.
7. Расскажи о птице, какая она?
Воробей (какой?) – быстрый, юркий, маленький, серый, веселый.
Ворона (какая?) – большая, черная, громкая, грозная и т.д.
Сорока (какая?) - …, снегирь
(какой?) - ….
8. «Скажи, что птица делает?» (летает, прыгает, клюет, приземляется, садится, забирает, выхватывает, нахохливается, порхает и т.д.)
9. «Посчитай птиц»
На ветке один снегирь, два-три-четыре снегиря, пять снегирей;
одна ворона, две-три-четыре вороны, пять ворон;
один дятел….
один клест….

10. «Что у птицы – что у животного»
У птицы крылья – у животного лапы.
У птицы перья – у животного шерсть.
У птицы клюв – у животного пасть.
У птицы птенцы – у животного детеныши.

11. Составьте рассказ- описание одной из птиц с опорой на картинку.

Как она называется. Какая голова. Какой клюв. Какая спинка. Какая грудка. Какие у нее крылья. Какой хвост. Какие лапы. Где она живет. Чем питается

12.12 - 16.12     Зимние забавы

1.   Подумайте, чем можно заняться зимой. (Снежки, коньки, санки, строительство горок, крепостей).

2.   Назовите зимние виды спорта. (Хоккей, лыжные гонки, санный спорт, фигурное катание…)

3.    Как называются спортсмены? (катается на лыжах – лыжник, играет в хоккей – хоккеист, занимается фигурным катанием – фигурист…)

4.   Назовите, на чем можно кататься зимой. Обращайте внимание на окончания слов. (на коньках, на санках, на лыжах…)

5.   Какой инвентарь потребуется для занятия различными видами спорта? (Для хоккея – коньки, шлем, форма, клюшка, шайба, ворота…, для лыжных гонок – лыжи, палки, ботинки, крепления…)

6.   Каким зимним видом спорта занимается ваша семья? Почему этот вид спорта вам нравится?

7.   Любите ли вы лепить снеговиков? Нарисуйте и опишите своего снеговика.

 9.01 - 13.01   Комнатные и декоративные растения
 

1.     Познакомьте ребенка с комнатными растениями, которые есть у вас дома, рассмотрите их и назовите (например, кактус, фиалка, традесканция и т.д.) Покажите ребенку открытки с изображением декоративных и садовых растений, выучите несколько названий (подсолнух, колокольчик, васильки, ромашки, маки, пион, роза и т.д.). Научите правильно называть и узнавать растения на рисунках, открытках.

2.     Обратите внимание на внешний вид растений, особенности строения, характерные признаки (толстый, мясистый стебель или тонкий, жесткие, плотные листья или мягкие, ворсистые, вместо листьев могут быть иголки и т.д.).

3.     Объясните ребенку, как нужно ухаживать за растениями, для чего нужно их поливать, поворачивать к солнцу или содержать в тени, смахивать с листьев пыль, удобрять, рыхлить почву, опрыскивать, пересаживать, протирать пыль с листочков;

4.     Расскажите ребенку о строении растений (корень, стебель, листья, бутоны, цветы, лепестки). Объясните, зачем растениям нужны корни – с помощью корней растение питается, корни помогают растению не падать. С помощью листьев растение дышит, стебель нужен, чтобы на нем располагались листья. Цветы радуют людей своей красотой и ароматом, когда они отцветают, на их месте появляются семена или плоды.

5.     Объясните, почему эти растения мы называем комнатными?Объясните, для чего люди дома держат комнатные растения. Расскажите ребенку, как комнатные растения могут реагировать на изменение погоды, менять внешний вид утром и вечером. Ночная фиалка раскрывает лепестки вечером, а утром закрывает, подсолнух поворачивает цветок за солнцем.

6.     «Веселый счет от 1 до 5».

Сосчитай фиалки, ромашки, маки, кактусы, ландыши.

7.     «Скажи, какой цветок?»(подбор определений по наглядной опоре)

Подберите слова-признаки к каждой части любого растения.Например, роза: стебель толстый, твердый, колючий, зеленый; листья зеленые, резные, тонкие; цветок яркий, душистый, пахучий, лепестки округлые, яркие, тонкие, нежные и т.д.

8.     «Назови ласково».

стебель - ..., корень - …, цветок - …, лепесток - …, горшок - …, лейка - ….

9.     Скажи по образцу: «Какой букет?»

Букет из маков – маковый

Букет из роз – розовый

Букет из ромашек – ромашковый

Букет из васильков – васильковый

Букет из ландышей – ландышевый

Букет из сирени – сиреневый

Букет из фиалок – фиалковый

 16.01 - 20.01  Домашние животные
 

1. Поговорите с ребенком о том, каких животных называют домашними и почему.

2. Спросите, как ухаживают за домашними животными?

3. Скажите, что делает корова – мычит, жует, пасется,…., собака – лает, скулит, нюхает, сторожит, ….

4. «У кого кто?».

У  кошки – котенок                     У собаки – щенок

У  коровы – теленок                  У лошади – жеребенок

У козы - козленок                        У свиньи - поросенок

5. Поиграйте в игру «Кто что любит?»

Коза, корова, лошадь – сено, траву, зерно…

Собака – мясо, кости …

6.Угадай, кто это?

Перевозит грузы, катает детей, тянет плуг – лошадь.

Охраняет дом, охотится, приносит тапочки - …

Ловит мышей, мурлычет, ластится - …

Дает молоко, мычит, бодается- ….

7. «Веселый счет»

1 котенок, 2-3-4 котенка, 5 котят.

1 собака, 2-3-4 собаки , 5 собак.

8.«Кто, как голос подает?»

Корова – мычит                           кошка – мяукает

Собака – лает                               коза – блеет

свинья - хрюкает

9. Игра «Хвастунишка»

У моей овцы шерсть мягкая, а у моей еще мягче.

Теплая – теплее

Вкусное – вкуснее

Длинная – длиннее

Сильная – сильнее

10. Составьте рассказ о любом животном по плану:

Кто  это?

Внешний вид? (Что у него есть?)

Чем питается?

Как называют детенышей?

Как подает голос?

Какую пользу приносит?

Как человек заботится о животном?

11. Прочитайте стихи, рассказы, сказки о домашних животных.

 23.01 - 27.01  Домашние птицы
 

1.   Проверьте, различает ли ребенок по внешнему виду птиц: гуся, утку, курицу, петуха,  индюка.

2.    Объясните, почему птицы называются домашними  (живут вместе с человеком, приносят ему пользу: дают мясо, яйца, пух, перья; человек заботится о них: кормит, строит жилище).

3.   Назовите части тела домашних птиц, покажите их на картинках. (Лапы, хвост, перья, клюв, бородка, гребень)

4.          Обратите внимание ребенка на то, чем птицы отличаются от животных. У животных 4 лапы, а у птиц – две; у животных шерсть, а у птиц – перья;  у птиц есть клюв и крылья, а животных нет;

5.   Расскажите ребенку, что делает птичница.

6.    Поиграйте в игру: «У кого кто?»

У утки  -  утята;
У гусыни - гусята:
У  индюшки - индюшата;
У курицы - цыплята.

7.   Назовите, кто как голос подаёт: крякает, гогочет, кудахчет, квохчет,  кукарекает, болбочет, пищит.

8.   Поиграйте в игру «Веселый счет». Учите правильно согласовывать слова при счёте: 1 гусёнок, 2 (3,4) гусёнка, 5 гусят и т.д.

9.    Подберите прилагательные:
курица-куриный (гребень);
утка - утиный;
петух - петушиный;
гусь - гусиный;
индюк - индюшиный.

10.   Составьте описание одной из домашних птиц.

11.  Прочитайте стихи, сказки, отгадайте загадки о домашних птицах.

  30.01 - 3.02  Дом. Его части
 

1.           Рассмотрите дом, в котором вы живете. Назовите все его части: крыша, чердак, подъезд, лестница, двери, окна, рамы, лифт, балкон, этаж. Сравните свой дом с другими домами. Что бывает в каждом доме, а что не в каждом.

2.           Сосчитайте, сколько этажей в вашем доме, в соседних домах, в детском саду. Сравните дома по количеству этажей. Покажите изображения небоскребов, расскажите, сколько в них этажей.

3.           Подумайте, какие помещения могут быть в разных домах. В жилом доме есть квартиры, подвал, могут быть гаражи; в детском саду – группы, спальни, спортзал, бассейн, музыкальный зал.

4.           Расскажите ребенку, как строят дом. Как роют котлован, строят фундамент, возводят стены. Расскажите, какие материалы нужны для строительства дома: кирпичи, цемент, бетон, дерево, краска, металл..

5.           Люди каких профессий работают на стройке: строитель, бетонщик, каменщик, плотник, штукатур, маляр, водопроводчик, электрик, водитель, прораб, архитектор.

6.           Скажите, какие машины и инструменты необходимы строителям: экскаваторы, бульдозеры, подъемный кран, мастерок, пила, дрель, кисти…

7.           Поиграйте в игру «Кто это?»

Строит дом – строитель

Проектирует дом –

Вставляет стекла –

Кладет каменные стены –

Красит –

Делает бетон –

Выравнивает стены –

7. Поиграйте в игру: «Что из чего?»

Стены из кирпича – кирпичные

Пол из бетона –

Рамы из дерева –

Перегородки из стекла –

Ручки из железа –

Найдите в своем доме и назовите деревянные, стеклянные, кирпичные детали. Поиграйте в игру «Самый внимательный» - кто найдет и назовет больше деталей из разных материалов.

8. Придумайте и опишите дом, в котором вы хотели бы жить. Какие у него стены, крыша, лестницы, окна? Какого он цвета? Сколько в нем этажей? Чем он украшен? Какие в нем есть помещения?

 6.02-10.02  Транспорт
 

1.Объясните ребенку, что машину, самолет, велосипед, мотоцикл, поезд, лодку, катер можно назвать одним словом «транспорт».

2. Вместе с ребенком понаблюдайте за транспортом на улицах города. Спросите, на какие две группы можно разделить наземный транспорт (легковой и грузовой), почему они так называются.

3. Объясните значение сложных слов: самолет, вездеход, паровоз, пароход, самосвал, самокат.

4.  Назовите тех, кто управляет тем или иным видом транспорта: машиной - шофер, кораблем - капитан, поездом - машинист, самолетом - летчик.

5. Назовите части разных видов транспорта.

Например: машина - кабина, кузов, колеса, стекла, фары, двери, сиденья.

Игра «Веселый счет»: одна машина, две машины, пять машин...

6. Подберите предмет к признаку: старый...мотоцикл, новый...автомобиль, маленькая - ..., мощный- ..., длинный - ..., грузовой -..., трехколесный- ..., быстроходный -..., летящий -... .

7. Подберите антонимы к словам: взлет - посадка, взле­тать - приземляться, приезжать -...., приплыть - ... .

8. Подберите подходящий по смыслу глагол с приставкой (от глагола ехать).

Машина из гаража... выехала.     Машина к дому....  Машина в ворота....       Машина до дома... . Машина от дома...   .  Машина с моста... .

9.   Познакомьте ребенка с правилами дорожного движения. Объясните, что можно, а чего нельзя делать на дороге или около неё. Почему?

10.    Зарисуйте в тетрадь какой-нибудь предмет транспорта, опишите его по плану: Что это?  Какие у него части? Из чего изготовлен?  Для чего необходим? Кто им управляет?

 13.02-17.02  Мой город. Моя Республика
  1. Выучите с ребенком полный адрес: названия города, улицы, дома, квартиры.
  2. Погуляйте по городу, познакомьте ребенка с его устройством. Какие есть общественные заведения, учреждения культуры, памятники, спортивные сооружения, школы….
  3. Объясните различия между проспектом, улицей, переулком, площадью.
  4. Объясните назначение различных объектов: столовых, кафе, ресторанов, библиотек, поликлиники, выставочных залов, ателье, почты, кинотеатра. Расскажите ребенку о памятниках.
  5. Расскажите ребенку, чем богата республика (газом, нефтью, углем…)
  6. Расскажите ребенку о том, что наш город Ухта расположен в республике Коми.
  7. Покажите ребенку карту республики Коми. Она похожа на птицу, расправившую крылья. Покажите и назовите города республики.
  8. Познакомьте с гербом города. Расскажите, что он означает.
  9. Научите ребенка образовывать слова от слова Ухта - ухтинец, ухтинка, ухтинский….
  20.02-24.02  День Защитника Отечества
  • Объясните ребенку значения понятий – Отечество, Родина. Знает ли он, в какой стране живет, столицу своей Родины.
  • Что значит защитник Родины? От кого и от чего надо её защищать? Расскажите об охране границ Родины, участии военных в спасении людей при землетрясениях, наводнениях и др.
  • Каким должен быть защитник Родины?
  • Назовите военные профессии (танкист, летчик, радист, сапер, разведчик, пограничник).
  • Расскажите, где служили ваши родственники – папы, дедушки, дяди.
  • Что нужно военному? Назовите оружие, транспорт, приборы.
  1. Как можно поздравить своих близких с праздником 23 февраля? (подготовить концерт, подписать открытки, сделать поделки).
27.02-3.03  Мамин день

1. Расскажите ребенку, что первый весенний праздник называется «Мамин праздник», «мамин день».

2. Объясните, кого поздравляют в мамин день. Подведите детей к обобщенному представлению: Поздравляют всех-всех женщин, потому что они все матери: и пожилые, и молодые, и девочки - тоже будущие мамы.

3. Выучите дату праздника.

4. Поучите ребенка произносить поздравление в определенном порядке:

- обратиться, называя по имени;

- Поздравить с днем 8 Марта;

- Сказать пожелание.

5. Учите ребенка выражать свою любовь, благодарность добрыми словами, хорошими поступками.

6. Учите ребенка образовывать разнообразные уменьшительно-ласкательные формы: мама – мамуля, матушка, мамуся, маменька; бабушка – бабуля, бабуся, бабусенька; руки – ручки, рученьки, ручонки; глаза – глазки, глазоньки, глазенки…

7. Поясните детям, почему так говорят:

При солнышке тепло – при матери добро.

Птица рада весне, а ребенок матери.

 6.03-10.03  Животные жарких стран
  1. Поговорите с ребенком о том, каких обитателей жарких стран он знает. Рассмотрите иллюстрации. Обратите внимание на внешний вид слона, тигра, крокодила, жирафа, кенгуру, льва, носорога, зебру, страуса, попугая, обезьяну, черепаху. Чем они питаются?
  2. Назовите и покажите части тела. У кого острые зубы? У кого длинный хвост, шея? У кого есть копыта, хобот, грива?
  3. «Почему их так называют?»

длинношеий – длинной шеей

длинноногий - длинными ногами

круглоглазый  - с круглыми глазами

  1. «Кто живет в Африке?»

В Африке живут ловкие, хвостатые…. (обезьяны)

В Африке живут большие толстокожие …. (бегемоты)

В Африке живут сильные, - бесстрашный, гривастые …. (львы)

В Африке живут полосатые, быстрые (зебры, тигры)

В Африке живут пятнистые, длинношеие …. (жирафы)

В Африке живут выносливые, двугорбые …. (верблюды)

  1. «Назови семью».

Слон – слониха – слоненок

Тигр – тигрица – тигренок

Лев – львица – львенок

Для многих животных нет названия детенышей: бегемот, носорог, крокодил, жираф, антилопа, обезьяна, леопард, зебра… Нужно говорить: детеныш жирафа, ….

  1. «Веселый счет». Сосчитай животных от 1 до 5.
  2. Кого в Африке много?

Много обезьян, много слонов, мартышек…

  1. «Скажи что делает?»Попробуйте подобрать слова-действия, характеризующие повадки животных: Бросается, нападает, подстерегает, прячется, спасается, защищается, мчится, ныряет, плавает, ловит, крадется, стережет добычу...
  2. Объясните, почему так говорят:

«топает, как слон»;

«черепаший шаг»;

«крокодиловы слезы».

  1. Составьте описательный рассказ о любом животном по выбору.
13.03-17.03  Посуда
  1. Пригласите ребенка на кухню, попросите назвать все предметы посуды: чашка, блюдце, блюдо, салатник, сахарница, кружка, стакан, вилка, ложка, нож, сковорода, кастрюля, чайник, кофейник…
  2. Назовите части посуды: носик, крышка, ручка, дно, стенки, горлышко, зубчики, лезвие ….
  3. Попросите ребенка объяснить, чем похожи, и чем отличаются чашка, кружка и стакан; тарелка, блюдце, блюдо; чайник и кофейник.
  4. Попросите ребенка рассказать о назначении посуды: в кастрюле варят суп, на сковороде жарят котлеты, из чашки пьют чай…
  5. Назовите материалы, из которых сделана посуда: металл, глина, фарфор, стекло. Объясните, почему чашку делают из фарфора, а кастрюлю из металла.
  6. Назовите посуду по материалу, из которого она сделана:

Из стекла – стеклянная

Из пластмассы –

Из дерева –

Из фарфора-

Из металла -

Из железа –

Из чугуна –

Из глины –

Из алюминия –

 

  1. Назовите как можно больше предметов стеклянной, металлической, фарфоровой посуды. (Стеклянный стакан, стеклянная тарелка, стеклянная чашка, стеклянный чайник…)
  2. Посчитайте предметы посуды, обращая внимание на окончания (одна ложка, две ложки …. пять ложек…10 ложек, 1 тарелка, 2 тарелки ….. 10 тарелок).
  3. Попросите ребенка назвать большие и маленькие предметы: тарелка – тарелочка, вилка – вилочка, чашка – чашечка…
  4. Составьте описание одного из предметов посуды по плану:

Что это? Из чего сделан? Какие у него части? Для чего используется?

  1. Объясните смысл пословиц.

Береженая посуда два века стоит. В худой посуде воды не наносишься.

   20.03 - 24.03     Продукты питания. Профессия повара
  1. Спросите у ребенка, какие продукты он знает?
  2. Назовите молочные продукты, мясные, мучные.
  3. Какие продукты являются полезными для здоровья?
  4. Спросите ребенка, какое блюдо он любит? Как оно называется, из каких оно продуктов?
  5. Знает ли ребенок, из каких продуктов готовят пирожки, котлеты, суп?
  6. Попросите ребенка объяснить из чего сделаны овощной суп – из овощей, рыбные котлеты - …, мясной фарш - …, апельсиновый сок - …., клюквенный морс - …, сырный соус - …, грибной суп –
  7. Подберите прилагательные для описания блюд: суп – горячий, мясной, наваристый, густой, острый, соленый; пирог – пышный, румяный, свежий, хрустящий, печеный, грибной, золотистый, сладкий…
  8. Обсудите с ребенком, где может работать повар (в кафе, столовой, детском саду, ресторане…)
  9. Назовите, что нужно повару для работы: нож, кастрюля, сковорода, терка, миксер, овощечистка…
  10. Назовите назначение посуды: на сковороде жарят; ножом режут, чистят; в кастрюле варят …
  11. Перечислите все действия, которые выполняет повар. (Режет, трет, чистит, моет, взбивает…)
  12. Объясните смысл пословиц:

Ест за вола, а работает за комара.

Не красна изба углами, красна пирогами.

27.03 - 31.03    Мебель
  1. Знает ли ваш ребенок название различных видов мебели? Покажите ему комод, буфет, этажерку, сервант, книжный шкаф, диван, кресло. Для чего они предназначены?
  2. Из каких деталей состоит мебель. Попросите ребенка показать и назвать сиденье, спинку стула, ящики, дверцы, полки шкафа.
  3. Попросите ребенка объяснить, чем отличаются кресло и диван, стул и табурет, обеденный и письменный столы, книжный и бельевой шкафы.
  4. Расскажите ребенку, из чего делают мебель. Поговорите, для каких целей служит металлическая, пластмассовая, кожаная мебель. Покажите детали мебели, сделанные из различных материалов.
  5. Поиграйте в игру «Скажи, какой предмет»

Стол из дерева – деревянный

Шкаф из березы –

Тумба из сосны –

Стул из пластмассы –

Ножки из металла –

Столик из стекла –

Диван из кожи –

Стол для кухни –

Полка для книг -

  1. Как назвать маленькую, игрушечную мебель? (Столик, стульчик, шкафчик).
  2. Подберите прилагательные: диван – мягкий, широкий, удобный, кожаный, уютный; шкаф деревянный, книжный, вместительный, двустворчатый.
  3. Расскажите, где что лежит в вашей комнате. Обратите внимание на правильное употребление предлогов (Одежда лежит в шкафу. Книги стоят на полке. Часы висят над кроватью)
 3.04 - 7.04    Одежда, обувь, головные уборы
  1. Поговорите с ребенком об одежде и обуви. Какой должна быть зимняя (весенняя, летняя) одежда?
  2. Предложите ребенку назвать несколько предметов зимней (весенней, летней) одежды (шуба, комбинезон, куртка, пальто, свитер); обуви (валенки, пимы, ботинки, сапоги).
  3. Рассмотрите и назовите предметы одежды, обуви и головных уборов, назовите их части: воротник, рукава, манжеты, пояс, пуговицы, петли, карманы, капюшон, голенище, подошва, носок, задник, каблук, козырек, помпоны поля и т.д.
  4. Рассмотрите предметы одежды, обуви, определите материалы, из которых они сделаны. Попросите ребенка объяснить, почему зимнюю одежду делают из этих материалов (меха, пуха, шерсти, кожи).
  5. Назовите одежду и ее части, в зависимости от материала, из которого они сделаны: шерстяной свитер, меховая шуба, кожаные сапоги…
  6. Подберите прилагательные для описания одежды: шуба – теплая, мягкая, норковая, длинная, женская, красивая…
  7. Подумайте, какая одежда нужна для занятий спортом, прогулок, праздников.
  8. Выполните упражнение «Большой - маленький».

Сапог – сапожок; шапка – шапочка; пальто – пальтишко; шуба – шубка; валенки - валеночки

  1. Поиграйте в игру «Один - много»

Одна шуба – много шуб, одна шапка – много шапок…

  1. Расскажите ребенку, кто и где делает одежду, расскажите про труд портнихи. Какими инструментами она пользуется, какие действия выполняет? (Кроит, шьет, пришивает, отпарывает, подшивает, гладит, обметывает).
  2. Попросите ребенка описать одежду, в которой он ходит в детский сад.
  10.04 - 14.04    Одежда, обувь, головные уборы

Расскажите ребенку о том, что мы живем на планете  Земля. Она круглая, как шар. Космос  – пространство, которое окружает Землю со всех сторон.  В космосе есть звезды, планеты.

Солнце – это звезда, а Земля – планета.  Назовите другие планеты.  Ближе всего к Земле  Луна.

Чтобы можно было путешествовать в космос, люди изобрели космические ракеты.

Первым человеком, который облетел вокруг Земли на ракете, был Юрий Гагарин. Этот полет состоялся 12 апреля 1961 года, пятьдесят лет назад. В этот день люди отмечают День космонавтики.

Дом, в котором космонавты живут в космосе, называется космическая станция. Там много отсеков: есть рабочий отсек, где работают космонавты, есть столовая, есть кухня, медицинский кабинет, даже есть душ.

Объясните ребенку значение слов взлет, посадка, старт, приземление, скафандр.

«Сосчитай от одного до десяти»

Одна планета, две планеты, три планеты, четыре планеты, пять планет, …

Один космонавт, два космонавта, три космонавта, четыре космонавта, пять космонавтов, …

Один звездочет, герой, ракета, станция, звезда, …

«Скажи какая»

Космонавт (какой?) – сильный, смелый, отважный, храбрый, геройский,  бесстрашный, дисциплинированный….

Земля (какая?) – большая, круглая, красивая, родная, огромная, …

Звезда – далекая, яркая, загадочная,…

«Скажи, что делает?»

Ракета  – стартует, летит, облетает, приземляется, …

«Скажи наоборот».

Храбрый – трусливый                        

большой – маленький

Сильный – слабый                              

Защищать – нападать                         

взлетел – приземлился                        

трудно – легко

Больной – здоровый                           

трус – храбрец

Плохо – хорошо                                 

Далеко - близко

«Хвастунишка»

Моя ракета большая, а моя еще больше.

Моя ракета красивая, а моя еще … .

Моя ракета надежная, а моя еще … .

Моя ракета быстрая, а моя еще … .

Моя ракета прочная, а моя еще … .

Моя ракета современная, а моя еще … .

   17.04 - 21.04   Ранняя весна
  1. Уточните временные представления детей (за зимой наступит весна, а за весной - лето). Проверьте, знает ли ребенок названия зимних месяцев.
  2. Понаблюдайте с детьми за изменениями в природе, учите находить признаки ранней весны, называя их на основе личного наблюдения (день стал длиннее, а ночь короче; стало теплее; солнце ярко светит (слепит глаза), днем сильно припекает; вокруг стволов деревьев появились приствольные ямки; снег осел; дороги, тропинки стали черными; на крышах повисли сосульки, днем слышна звонкая капель, а ночью подмерзает; на дорогах - гололед; набухли на деревьях и кустах почки; на пригорках -проталины; кое-где начала пробиваться зелень.
  3. Научите ребенка объяснять своими словами, что такое капель, оттепель, гололед, ледоход, проталины, таяние снега.
  4. Учите ребенка подбирать эпитеты: солнце - ласковое, слепящее, лучистое; ветер - свежий, весенний, теплый; небо - ясное, высокое, чистое; облака - легкие, пушистые, белоснежные.
  5. Расскажите о том, как изменились игры и развлечения детей (мастерят скворечники, строят запруды, пускают кораблики).
  6. Расскажите о том, какие изменения произошли в жизни зверей (у медведя появились малыши, птицы прилетают из теплых стран).
  7. Выучите народные приметы, научите ребенка их применять.

Апрель с водой - май с травой.

Увидел грача - весну встречай.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

 24.04 - 28.04   Птицы прилетели
  1. Вспомните перелетных птиц. Почему они так называются? Когда и куда улетают птицы? Почему они улетели? Когда они возвращаются.
  2. Рассмотрите картинки, назовите птиц: лебедь, журавль, гусь, утка, цапля, ласточка, дрозд, скворец.
  3. Назовите части тела птицы: лапы, клюв, крылья, грудка, хвост, перья.
  4. Рассмотрите водоплавающих птиц, отметьте, что у них перепончатые лапы, плоский клюв. Объясните, для чего они?
  5. Назовите птиц с длинной шеей, длинными ногами, длинным клювом, раздвоенным хвостом, пестрыми перьями, плоским клювом и т.д.
  6. Расскажите, что делают птицы, когда прилетают: строят гнезда, высиживают птенцов.
  7. Как люди могут помочь птицам? Для чего строят скворечники?
  8. Посчитайте птиц:

Один лебедь, два лебедя… десять лебедей

Один гусь…

Одна ласточка…

Один скворец…

  1. Чье перо?

Утки – утиное

Гуся –

Лебедя –

Журавля  -

  1. Сравните лебедя и утку, журавля и аиста. Чем они похожи, и чем отличаются?
 1.05 - 5.05   День Победы
  1. Расскажите ребенку о празднике День Победы. Почему он так называется? Кого поздравляют в этот день. Уточните, кто такие ветераны, что такое орден, медаль, знамя, подвиг, победа.
  2. Закрепите с детьми дату этого праздника.
  3. Вспомните, кто из родственников принимал участие в Великой Отечественной войне.
  4. Рассмотрите фотографии иллюстрации в книгах, побеседуйте о войне.
  5. Уточните, знает ли ребенок, какие памятники, посвященные Дню Победы, героям войны есть в нашем городе.

Сходите с ребенком к мемориалу «Вечный огонь». Объясните, что вечный огонь это символ вечной памяти людей о погибших воинах, он горит вечно, чтобы мы вечно помнили и о героях войны.

  1. Посмотрите с ребенком Парад Победы. Расскажите ему о разных видах войск. Объясните, кто такие пехотинцы, летчики. Пограничники, саперы, десантники…
  2. «Скажи по-другому»

Смелый – храбрый, отважный,  доблестный,… …

Охранять – защищать, беречь, отстаивать,….

Воин – защитник, солдат, боец, …..

  1. Объясните ребенку значение выражений:

Родина-мать, умей за нее постоять.

Тот герой, кто за Родину горой.

Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.

  1. Прочитайте детям стихи и рассказы о войне.

Л.Кассиль «Главное войско», А.Митяев «Мешок овсянки», «Дедушкин орден», А.Твардовский «Рассказ танкиста», О.Высотская «Салют» и др.

 8.05 - 12.05   Рыбы
  1. Рассмотрите изображение рыбы. Назовите все ее части тела. Объясните, для чего нужны хвост, плавники, жабры, чешуя…
  2. Сравните животных и рыб: у животных шерсть, а у рыб чешуя: у животных лапы, а у рыб плавники; животные живут на суше, а рыбы в воде; животные рождают детенышей, а рыбы мечут икру…
  3. Где живут рыбы? В морях, океанах, реках, прудах, озерах, аквариумах.
  4. Чем питаются рыбы? Водными растениями, мелкими животными, другими рыбами…
  5. Рассмотрите изображения некоторых рыб: акулы, щуки, окуня, ерша, горбуши,, морского конька, рыбы-пилы, сома… Назовите их отличительные признаки: у сома усы, у окуня красные плавники, у акулы треугольный плавник, несколько рядов острых зубов…
  6. Назовите рыб, которые водятся в нашей республике: голец, хариус, пелядь, ряпушка.
  7. Расскажите, какую пользу человеку приносит рыба. Рыбу употребляют в пищу, она очень полезна, содержит йод и фосфор. Из рыбы добывают рыбий жир – богатый витамином Д, необходимым для роста. Рыба – это пища для животных и птиц.
  8. Сходите в зоомагазин, рассмотрите аквариумных рыб. Расскажите, какие они: маленькие, яркие, неприхотливые.
  9. Для чего разводят аквариумных рыб? Они радуют нас своим внешним видом, успокаивают, украшают комнату.
  10. Как заботиться об аквариумных рыбах? Надо чистить аквариум, вовремя менять воду, очищать ее с помощью специальных фильтров, обогащать воду кислородом, следить за температурой воды, кормить рыб.

Поиграйте в игры

  1. «Угадай рыбу»

Эта рыба речная, хищная, зубастая – щука;

Эта рыбка аквариумная, с длинным хвостом, с золотой чешуей – золотая рыбка.

  1. «Сосчитай рыб»

1 золотая рыбка, две золотые рыбки…… 10 золотых рыбок; 1 хищная щука…; 1 аквариумная рыбка ….; 1 зубастая акула …; 1 зубастая акула ….

  1. «Назови ласково»

Рыба – рыбка

Щука –

Сом –

Окунь –

Ерш –

  1. Объясните значение пословиц:

Без труда не вытянешь рыбку из пруда.

Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше.

Самая вкусная рыба - которую поймал сам.

  1. Вспомните сказки, героями которых являются рыбы: Русская народная сказка «По щучьему велению», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Прочитайте рассказ Е.Пермяка «Первая рыбка»