Наш адрес

Номера телефонов

Электронная приемная

ВЕРСИЯ САЙТА ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

12.09-16.09    Золотая осень

1. Спросите у ребенка, какое время года наступило и какое ему предшествовало. С какого месяца начинается осень. Назовите осенние месяцы.
2. Попросите ребенка назвать приметы осени, которые он наблюдает (дни стали короче, похолодало, часто моросит дождь, небо низкое, серое, хмурое…)
3. Какими стали листья, трава, цветы (багряные, золотые, бордовые, разноцветные, оранжевые, желтые, фиолетовые, пожухлые, увядшие, поблекшие…). Попросите объяснить, что такое листопад.
4. Как можно охарактеризовать осеннюю одежду? (теплая, непромокаемая, непродуваемая…)
5. Подберите прилагательные к словам «осень» (Золотая, щедрая, урожайная, дождливая, теплая, красивая, яркая, дивная…), «лес», «листва», «небо», «погода».
Подберите слова- действия.
Листья (что делают?) падают, кружатся, летят, осыпаются, краснеют, шуршат, шелестят…
Ветер (что делает?) дует, воет, срывает, кружит, несет, качает …
Небо (что делает?) хмурится, плачет, синеет, блистает…

6. Скажи по-другому:
Какая погода бывает, если идет дождь? - Дождливая.
Дует ветер? –
Если светит солнце? –
Если пасмурно?
Если холодно? –
Если сыро? –

7. Скажи наоборот:
Холодный – теплый
Пасмурный –
Дождливый –
Сырой –
Ранняя –
Свежий (лист) –
Яркий –
Высокое –

8. Объясните осень называют золотой? Щедрой? Почему говорят, что листья лежат ковром?
9. Выучите с ребенком стихи, загадки об осени

10. Объясните значение пословиц, поговорок: Лето со снопами – осень с пирогами. Холоден сентябрь, да сыт. Осенью и воробей богат.

19.09 - 23.09    Осенняя ярмарка. Сад, огород

1. Попросите ребенка назвать как можно больше овощей и фруктов. Поиграйте в игру «Кто больше назовет»
2. Попросите ребенка рассказать, где выращивают овощи (в огороде, на грядке, в поле, в теплице, в парнике); фрукты (в саду, на ветке, в оранжерее)
3. Что можно приготовить из фруктов, из овощей.
4. Назовите части овощей (головка,шелуха, дольки, перья, корешки, кожура, ботва, клубни, стебли, кочан, кочерыжка, стручки, глазки), фруктов (кожура, косточки, семечки, мякоть, хвостик).
5. Помогите ребенку составить сравнительное описание овоща и фрукта.
Например: Головка чеснока округлая, похожа на капельку, а апельсин – круглый. Чеснок белый, а апельсин оранжевый. Чеснок гладкий, а апельсин шероховатый. Чеснок горький.
6. Поиграйте в игру «один – много» (У меня один кабачок, а у тебя? У меня много кабачков…)
7. Поиграйте в игру «Веселый счет». Учите детей согласовывать числительные с существительными.Один кабачок - два кабачка - .... - пять кабачков - ...десять кабачков.

8. Подбери сравнения:«кожа, как персик», «румяный, как яблоко» «свежий, как огурец», «твердый, как орех»
9. Прочтите детям стихи, сказки об овощах и фруктах
10. Объясните смысл выражения «Яблоко от яблони недалеко падает».

26.09 - 30.09    Лес - наше богатство
1.Сходите на прогулку в лес. Что такое лес? Что растет в лесу? Рассмотрите деревья, кусты, грибы, ягоды….
2. Рассмотрите деревья, назовите части дерева. (Ствол, ветви, сучья, листья, корни, крона…). Сравните стволы деревьев, отличаются ли они?
3. Найдите и назовите ребенку ягоды: малину, бруснику, рябину, чернику, клюкву. Расскажите, где они растут, какие они на вкус, как можно их использовать?
4. Найдите грибы, или покажите картинки в книге. Назовите их, обсудите, почему их так назвали(белый, масленок, мухомор, моховик, подберезовик, сыроежка, поганка, опята, лисички).
5. Рассмотрите и назовите части гриба: ножка, шляпка, грибница.
6. Объясните разницу между съедобными и несъедобными грибами.
7. Учите подбирать определения:Какая клюква? (красная, кислая, блестящая, полезная) Какая береза? (стройная, белоствольная, тонкая, зеленая, кудрявая…)
8. Назови варенье, пирог, начинку
Из клюквы – клюквенное, клюквенный, клюквенная
Из брусники –
Из черники –
Из малины –
Из грибов –

9. Игра «С какой ветки эта детка»
Лист березы – березовый
Лист осины – осиновый
Лист клена – кленовый ….

10. Игра «Чего в лесу много?» (родительный падеж существительных)
Много грибов, ягод, веток, шишек, деревьев…
11. Прочитайте стихи про осенний лес. Вспомните, в каких сказках действие разворачивается в лесу?
12. Вместе с ребенком ответьте на вопрос, почему лес - это наше богатство?
3.10 - 7.10    Труд людей осенью. Хлеб

1.  Знать, уметь рассказать, как выращивают хлеб: пашут плугами (тракторами) землю, сеют зёрна, удобряют и потом жнут (скашивают), обмолачивают комбайнами. Из бункера комбайна в кузов грузовика зерно высыпается, а солома остаётся на поле. Грузовики отвозят зерно на элеватор (зернохранилище); на мельницу, где его мелят жерновами. Муку доставляют в магазины, на хлебозавод.

2. Знать, называть части таких растений, как овес, пшеница, рожь.

3.  Различать, называть зёрна риса, пшена, гречихи, др. зерновых культур, знать, как их используют в питании.

4.  Уметь назвать профессии людей, принимающих участие в выращивании хлеба, представлять, чем заняты эти люди (тракторист, хлебороб, комбайнёр, мельник, шофёр, пекарь, кондитер...)

5. Уметь подбирать слова - признаки о хлебе:свежий, чёрствый, мягкий, душистый, хрустящий, румяный, поджаристый...

6. Называть хлебные изделия.

7. Предложите ребёнку посмотреть (поучаствовать) в приготовлении блинов, пирогов... Назовите все операции.

8. Выучите пословицу (по выбору). Уточните, как ребёнок понимает её смысл. «Хлеб всему голова». «Хлеб ржаной - отец родной». «Хлеб - драгоценность, им не сори».

9.  Учите ребенка образовывать прилагательные от существительных:
пшеница - пшеничный
рожь-
ячмень-
гречиха –

кукуруза –

10. Прочитайте стихи, рассказы, пословицы про хлеб

10.10 -14.10     Перелетные птицы

1.      Учите ребенка узнавать по внешнему виду перелетных птиц, называть их;

2.     Помогите ребенку классифицировать: перелетные птицы - соловей, зяблик, ласточка; зимующие птицы - ворона, сорока, воробей; домашние птицы - курица, утка, гусь;

3.     Подберите эпитеты, характеризующие птицу: а) По внешнему виду: скромный, серенький, неприметный - соловей;
б) По повадкам: ловкая, подвижная - ласточка; осторожная - цапля;

4.     Учите детей точно подбирать слова-действия: летает, порхает, кружится, нахохливается, высиживает, раскапывает, щебечет, курлычет.

5.     Образуйте притяжательные прилагательные: птичье крыло, соловьиная песня, журавлиные ноги, грачиный клюв.

6.     Выделите характерные признаки: клюв тоненький как иголочка - у ласточки; клюв большой, крепкий - у грача.

 7.     Расскажите ребенку, чем питаются птицы. Объясните, почему птицы улетают на юг.

8.     Включайте в описание птиц сложные слова: пёстрогрудый скворец; черноголовая ласточка; длинноногий журавль; остроклювый аист.

9.     Образуйте множественное число: журавль - журавли –много журавлей; ласточка - ласточки – много ласточек; грач - грачи – много грачей.

10.Составьте рассказ-описание одной из птиц.

11.Прочитайте сказки о птицах: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»

12.Выучите стихи, загадки про птиц

17.10 - 21.10    Дикие животные и их детеныши

1.     Рассмотрите с ребенком изображения диких животных (медведя, барсука, лося, оленя, рысь, росомаха …. и их детенышей).

2.     Обратите внимание на внешний вид каждого животного. Чем похожи, между собой белка – лиса, барсук – волк, олень – лось. Чем отличаются?

3.     Уточните, почему эти животные называются дикими?(боятся человека, сами строят себе жилье, добывают корм)

4.      Обратите внимание как животные готовятся к зиме. Медведь, барсук, еж зимой впадают в спячку. Заяц, лиса, белка осенью линяют, многие делают запасы на зиму. Волк прячется в логове, белка в дупле, лиса в норе, заяц под кустом и т.д.

5.     Вспомните особенности строения тела животных. У кого острые зубы? У кого пушистый хвост? Теплая шерсть? Когти? Пасть? Короткие передние лапы и длинные задние? Длинные уши?

6.     Как передвигаются животные: мышка юркает в норку, лягушка прыгает, заяц скачет, лиса бежит, хвостом след заметает, медведь переваливается неуклюже, косолапо…

7.     Уточните, знает ли, ребенок, какие звери относятся к хищным, а какие к травоядным. Почему?

8.     Вспомните, как назвать всю семью:

медведь – медведица – медвежонок,

волк – волчица – волчонок,

лиса, еж, заяц, лось, барсук, белка, рысь.

9.     Расскажите про одно из животных по примерному плану:

Как называется, где живет, внешний вид, повадки, чем питается, как добывает корм, враги, как защищается, детеныши.

10.  Объясните значение выражений:

- гоняться за двумя зайцами;

- вертеться как белка в колесе;

- держать в ежовых рукавицах.

11. «Чьи лапы? Чей хвост?»

У зайца – заячьи, заячий

У волка –

У лисы –

У медведя –

У рыси –

12.   Образуйте одно слово из двух:

Длинные уши – длинноухий

Короткие ноги – коротконогий

Опишите животных, используя эти слова.

13.    Поиграйте в игру «Назови ласково»

Лиса – лисичка, лисонька.

Заяц – зайчик, заинька, заюшка

14.    Поиграйте в игру «Веселый счет»

1 волк – 2 волка …- 5 волков…-10 волков.

15.  «Скажи какой?» лиса – пушистая, хитрая, рыжая; медведь – бурый, косолапый, неуклюжий; волк – злой, серый, острозубый и т.д.

16.  Прочитайте рассказы, сказки, загадки о диких животных

24.10- 28.10    Домашние птицы

1. Дети должны различать по внешнему виду, называть гуся, утку, курицу, индюка.

2. Объясните, почему домашние птицы (живут вместе с человеком, приносят ему пользу, человек заботится о них: кормит, строит жилище).

3. Назовите птичью семью
утка - селезень - утята;
гусь - гусыня - гусята:
индюк – индюшка - индюшата;
петух - курица - цыплята.

4. Назовите части тела домашних птиц, покажите их на картинках. (Лапы, хвост, перья, клюв, бородка, гребень)

5. Правильно назовите помещение для птиц: курятник, птичник.

6. Расскажите ребенку, кто такая птичница, что она делает.

7. Назовите, кто как голос подаёт: крякает, гогочет, кудахчет, квохчет кукарекает, болбочет, пищит.

8. Поиграйте в игру «Веселый счет». Учите правильно согласовывать слова при счёте:
1 гусёнок, 2 (3,4) гусёнка, 5 (6,7,8,9,10) гусят и т.д.

9.Подберите прилагательные:
курица - куриный (гребень);
утка -утиный;
петух - петушиный;
гусь -гусиный;
индюк - индюшиный.

10.Составьте описание одной из домашних птиц.

11.Объясните значение выражений: «клевать носом», «как с гуся вода», «как курица лапой».

12.Прочитайте стихи, загадки, сказки о домашних птицах.

31.10 - 4.11    Домашние животные и их детеныши

1.      Поговорите с ребенком о том, каких животных называют домашними и почему. Спросите, кто ухаживает за животными, что делает доярка, конюх, пастух, чабан, свинарка, телятница.

2.      Расскажите, как на селе люди готовятся к зиме (заготавливают сено, зерно на зиму, утепляют жилища).

3.      «Скажите, что делает?» корова – мычит, жует, пасется,…., собака – лает, скулит, нюхает, сторожит, ….

4.      Игра «Чей корм?».

Корм козы – козий,

Лошади –

Осла –

Коровы –

Свиньи –

Поросенка –

Кошки –

Собаки –

Быка –

   «Веселый счет»

1 котенок, 2-3-4 котенка, 5-6-7-8-9-10 котят;

1 собака, 2-3-4 собаки , 5-6-7-8-9-10 собак.

5.      Составьте загадку – описание  любого животного по плану:

Кто  это? Внешний вид? (Что у него есть?) Чем питается? Как называют детенышей? Как подает голос? Как человек заботится о животном? какую пользу приносит?

6.      Игра «Хвастунишка»

У моей овцы шерсть мягкая, а у моей еще мягче.

Теплая – теплее

Вкусная – вкуснее

Длинная – длиннее

Сильная – сильнее

7.      «Кто, как голос подает?»

Корова – мычит              кошка – мяукает

Собака – лает                 овца – блеет

лошадь - ржет                свинья - хрюкает

8.      «Назови семью».

Кот – кошка – котенок           пес – собака – щенок

Бык – корова – теленок           конь – лошадь – жеребенок

7.11 - 11.11    Моя семья

1.    Вспомните, что называется семьей. Кто может быть членом семьи. Сосчитайте членов своей семьи (мама, папа, брат – нас четверо).

2.    Выясните, как ребенок понимает родственные отношения. Знает ли он своих родственников. (Назовите дедушку, бабушку, тетю, дядю, внука, сына, дочь, двоюродных братьев и сестер, племянников)

3.    Назовите фамилию, имя, отчество каждого члена семьи.

4.    Кто из родственников самый старший, самый младший. Расставьте родственников по порядку от самого младшего к самому старшему.

5.    Вспомните профессии родственников, чем они занимаются. Где учатся братья, сестры.

6.    Расскажите, что делают члены семьи. Мама печет, варит, жарит, убирает… Папа чинит, пилит …

7.    Подберите слова, которыми можно характеризовать семью. (Крепкая, большая, дружная, спортивная, гостеприимная)

8.    Назовите правильно предметы: очки дедушки – дедушкины, кофта бабушки – бабушкина… (тети, дяди, братишки, сестрички, Кати, Пети, Васи)

9.    Подберите слова, которыми можно описать маму, папу, бабушку, сестру… Скажи, какая мама.  (Добрая, ласковая, веселая, красивая, приветливая, трудолюбивая, заботливая…)

10.          Упражнение «Наоборот»

Молодой – старый

Добрый – злой

Умный – глупый

Толстый – худой

Бледный – румяный

Работает - отдыхает

Веселый – грустный

Трудолюбивый – ленивый

Щедрый – скупой

Высокий – низкий

Помогает – мешает

Чинит-ломает

11.          Составьте рассказ об одном из членов семьи по плану.

Кем он тебе приходится? Как зовут? Кем работает? Какой он? Что умеет делать? Чем любит заниматься? За что ты его любишь?

12.          В каких сказках можно встретить мать, отца, дедушку, бабушку, брата, сестру?

13.            Объясните ребенку смысл поговорок. «Мой дом – моя крепость», «Семья крепка ладом», «Яблоко от яблоньки недалеко падает».

14.11 - 18.11    Мебель

1.    Знает ли ваш ребенок название различных видов мебели? Покажите ему комод, буфет, этажерку, сервант, книжный шкаф, диван, кресло. Для чего они предназначены?

2.    Спросите, знает ли  ребенок, как называются предметы кухонной мебели, мебели для детской комнаты, спальни. 

3.    Из каких деталей состоит мебель. Попросите ребенка показать и назвать сиденье, спинку стула, ящики, дверцы, столешницу, полки шкафа.

4.    Расскажите ребенку, из чего делают мебель. Поговорите, для каких целей служит металлическая, пластмассовая, кожаная мебель. Покажите детали мебели, сделанные из различных материалов.

5.    Поиграйте в игру «Скажи, какой предмет»

Стол из дерева – деревянный

Шкаф из березы –

Тумба из сосны –

Ножки из металла –

Столик из стекла –

Диван из кожи –

Стол для кухни –

Полка для книг –

Стол для журналов – журнальный                          

Стол для обеда – обеденный                           

Шкаф для книг – книжный

стол для детей – детский

стол для письма – письменный

6.    Подберите прилагательные: диван – мягкий, широкий, удобный, кожаный, уютный; шкаф деревянный, книжный, вместительный, двустворчатый.

7.    Расскажите, где что лежит в вашей комнате. Обратите внимание на правильное употребление предлогов (Одежда лежит в шкафу. Книги стоят на полке. Часы висят над кроватью)

21.11 - 25.11    Бытовая техника

1.      Познакомьте ребенка с электробытовыми приборами, «электрическими помощниками», которые есть в доме, объясните, как они помогают человеку. (Телефон, холодильник, утюг, плита, компьютер и т.д.)

2.      Расскажите, как люди жили до появления этих приборов помощников. Как стирали, гладили, чистили ковры, готовили.

3.      Сходите на экскурсию в магазин бытовой техники. Покажите, что все эти предметы могут быть разными по внешнему виду, по функциям, мощности.

4.      Объясните, что названия многих предметов бытовой техники «говорящие».  Например, мясорубка так называется, потому что рубит мясо, а пылесос  сосет пыль и т.д.

5.      Поиграйте в игру  «Назови, одним словом».

Мясо рубит – мясорубка                                        

кофе мелет – кофемолка

Сок выжимает – соковыжималка                         

хлеб режет – хлеборезка

Кофе варит – кофеварка                                        

овощи режет – овощерезка

Пыль сосет – пылесос                    

6.      Покажите ребенку и назовите детали бытовых приборов:

Стиральная машинка: шнур, дверца, корпус, барабан, шланги…

Утюг: шнур, ручка, подошва, корпус…

Кухонный комбайн: корпус, подставка, чаша, ножи…

7.      Поиграйте в игру «Счет до 10»

Один  мощный пылесос, два мощных пылесоса, … десять мощных пылесосов.

Стиральная машина, электрическая мясорубка, мобильный телефон, черная кофемолка….

8.      Подберите прилагательные:

Стиральная машинка белая, мощная, вместительная, бесшумная…

Утюг электрический, горячий, раскаленный, блестящий.

9.      Расскажите, как вы пользуетесь бытовыми приборами в течение дня.

Утром мама мелет кофе в кофемолке, варит его в кофеварке. Делает тосты в тостере. Чистит ковер пылесосом. И т.д.

28.11 - 2.12    Средства связи

1.            Расскажите ребенку о том, что люди могут общаться, даже если они находятся далеко друг от друга. Для этого существует много способов (телефон, почта, интернет).

2.            Расскажите о профессиях работников почты (почтальона, телеграфиста, телефониста), о важности их труда, вместе с ребенком сходите на почту.

3.            Покажите ребенку корреспонденцию, которую вы вынимаете из почтового ящика: газеты, журналы, письма, открытки, покажите ребенку посылку.

4.            Рассмотрите конверт, почтовую марку на нем, телеграмму, прочитайте, откуда пришло письмо, телеграмма; расскажите, как письмо и телеграмма попали в ваш дом из другого города; расскажите, для чего на конверте пишут адрес, спросите у ребенка, знает ли он домашний адрес.

5.            Расскажите ребенку, как еще можно связаться с другим человеком (по телефону или через интернет) и сообщить информацию. Расскажите о правилах общения по телефону (необходимо поздороваться, представиться, задать вопрос или сообщить какую либо информацию). Разыграйте с ребенком разговор по телефону.

6.            Закончи предложение.

Почтальон принес письма и открытки (кому?)

(маме, папе, бабушке, дедушке, брату, сестре…)

В почтовом ящике лежат (что?)

(газеты, журналы, письма…)

В письме написали (о чем? о ком?)

В посылке прислали много (чего? Для кого?)

Разговаривал по телефону (с кем? о чем?)

7.            Подбирать предметы к признакам.

Почтовый – голубь, перевод, конверт…

Почтовая – марка, открытка…

Почтовое – извещение…

Почтовые – марки, работники…

8.            Образовывать новые слова.

Почта – почтальон, почтовый, почтамт…

Адрес – адресат, адресный, адресует, адресованный…

9.            Подбери слова с частичкой теле, которая обозначает «далеко»:

телефон, телеграф, телевизор, телефонист, телеграмма.

10.          «Скажи, какой?»

Открытка (какая?) – праздничная, поздравительная, ….

Письмо (какое?) – заказное, срочное, ….

Телефон (какой?) – домашний, городской, мобильный, ….

11.       Прочитайте ребенку стихотворение С.Я.Маршака «Почта».

Зимующие птицы

1. Выясните, помнит ли ребенок, каких птиц называют зимующими. Почему их называют зимующими? Где они живут всю зиму и чем питаются?
2. Назовите зимующих птиц: воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, клест, свиристель и т.д. 3. Из каких частей состоит их тело, чем покрыто? Выделите отличительные признаки птиц: воробей маленький, юркий, серенький; синица с желтой грудкой, синей шапочкой, поет «сии»; сорока с длинным хвостом, длинным клювом, белыми боками; снегирь…, ворона …., свиристель и т.д.
4. Расскажите, как люди могут помочь зимующим птицам? (делают кормушки, подкармливают) Чем человек может подкармливать птиц? (хлеб, семечки, пшено, сало, сушеные ягоды)
5. Расскажи о птице, какая она?
Воробей (какой?) – быстрый, юркий, маленький, серый, веселый.
Ворона (какая?) – большая, черная, громкая, грозная и т.д.
Сорока (какая?) - …, снегирь (какой?) - …..

6. «Скажи, что птица делает?» Летает, прыгает, клюет, приземляется, садится, высиживает, вьет, щебечет, чирикает, долбит, нахохливается…
7. Скажи по-другому:
С красной грудкой – красногрудый, с черными крыльями – чернокрылый, с черными глазами - …, с кривым клювом - …, с желтой грудкой - …, с длинным клювом-…
8. «Посчитай птиц»
На ветке один красногрудый снегирь, два-три-четыре красногрудых снегиря, пять красногрудых снегирей; одна чернокрылая ворона, две-три-четыре чернокрылые вороны, пять чернокрылых ворон; одна желтогрудая синица…
9. «Скажи, чей клюв? Чье крыло? Чья голова?»
Клюв вороны – вороний, крыло вороны – воронье, голова вороны – воронья.
Клюв сороки - ……
клюв воробья - …..
клюв совы - ….

10. Поиграйте в игру «добавь словечко» (приставочные глаголы): Птичка из гнезда … вылетела. Птичка в клетку … влетела. Птичка с ветки … слетела. Птичка над деревом…. Птичка за дерево … Птичка к кормушке…. Птичка через поляну…

11. Составьте загадку – описание одной из  птиц.

- Какая птица по величине, окраске?
- Опишите части тела, расскажите об особенностях (желтая грудка, длинный хвост, пестрые крылья).
- Скажите, чем пита
ется птица, как и где проводит зиму.
12. Объясните смысл выражений «Сорока на  хвосте принесла», «Считать ворон».

12.12 - 16.12    Зима. Зимние забавы

1.     Попросите ребенка назвать признаки зимы (в живой и неживой природе). Учите ребенка видеть за окном по пути в детский сад и называть зимние признаки.

2.     Выучите названия зимних месяцев.

3.     Объясните или попросите ребенка объяснить своими словами значение слов: снегопад, гололед, метель, мороз, иней, поземка, сугробы, морозные узоры)

4.     Поиграйте в игру: «Скажи другим словом»

Метель – вьюга,

Пурга – буран

Мороз – холод, стужа.

5.     Поговорите о том, как звери, птицы зимуют, как люди заботятся о домашних животных, птицах (помогают перезимовать)

6.     Спросите, какие зимние развлечения нравятся ребенку, почему?

7.     Попрактикуйтесь в подборе слов – признаков к словам: снежинка – легкая, прозрачная, нежная, искристая, серебристая… снег – мягкий, пушистый, скрипучий, легкий, хрустящий… лед – гладкий, прозрачный, скользкий, как стекло…

8.     Подберите слова – действия:

Снег – идет, порхает, кружится, сверкает, искрится, скрипит…

Вьюга – воет, летает, злится, заметает…

9.     Объясните словосочетания: деревья в белых шубах; ковром покрыта земля; реки скованы льдом.

10.  Учите детей подбирать родственные слова

Назови зиму ласково – зимушка

Пережидать зиму – зимовать

То, что бывает зимой – зимний;

Птицы, остающиеся на зиму – зимующие;

Зимняя дорога – зимник;

Пора перед зимой – предзимье;

Зимнее жилье – зимовье;

Из снега – снежный;

Падающий снег – снегопад;

Комки из снега – снежки;

Птица, прилетающая со снегом – снегирь;

Белый, как снег – белоснежный

Цветы, растущие под снегом - подснежники

11.      Подберите «ласковые» слова. Снег – снежок, ветер - …, мороз - …, санки - …, шуба - …, ком - …, снеговик - …

 9.01 - 13.01    Одежда. Обувь. Головные уборы

1. Назовите различную одежду, обувь, головные уборы. ( Платье, сарафан, кофта, брюки, пиджак, юбка, костюм, пальто, плащ, кепка, шляпа, шапка, туфли, ботинки, сапоги, пимы…)

2. Назовите несколько предметов  зимней одежды, обуви, головных уборов (летней, демисезонной, праздничной, прогулочной, спортивной, рабочей…)

3. Какая может быть одежда? (теплая, удобная, непромокаемая, тесная, уютная, красивая…)

3.      Из каких тканей шьют одежду, делают обувь? Как назвать одежду, сшитую из различных материалов, предназначенную для различных целей:

из шерсти – шерстяная

 из меха – меховая

из шелка-

из бархата –

из вельвета-

Из кожи –

Из хлопка –

Из сатина –

Для спорта –

Для праздника -

4.      Какие слова можно подобрать для описания одежды? (Шуба – теплая, пушистая, меховая, кроличья, нарядная, широкая.)

5.      Кто и где делает одежду. Расскажите ребенку про труд портнихи. Какими инструментами она пользуется, какие действия выполняет? (Кроит, шьет, пришивает, отпарывает, подшивает, гладит, обметывает).

6.      Рассмотрите детали одежды, обуви, головных уборов. Назовите их (полочка, спинка, рукав, манжет, воротник, подол , каблук, голенище, козырек, поля и т.п.)

7. Опишите свое любимое платье (пальто, брюки)

Почему оно тебе нравится?

8. Прочитайте сказку Г.Х. Андерсена «Новое платье короля».

 16.01 - 20.01    Ткани. Ателье

1.     Попросите ребенка назвать по нескольку предметов спортивной, рабочей, домашней, праздничной, мужской, женской одежды, обуви.

2.     Расскажите, что предметы одежды, обуви можно купить в магазине, сшить по индивидуальному заказу в ателье.

3.     Объясните детям, зачем люди шьют одежду и обувь по индивидуальному заказу в ателье.

4.     Расскажите ребенку о труде портнихи, сапожника. Какими инструментами они пользуются, какие действия выполняют? (Кроит, шьет, пришивает, отпарывает, подшивает, гладит, обметывает;  кроит, шьет, пришивает, подшивает,  клеит, прибивает, меняет… ).

5.     Обратите внимание ребенка на ткань или материал, из которого изготовлены одежда, обувь, головные уборы. Предложите ребенку пощупать ткань, материал, попросите назвать, какие они на ощупь. (Мягкие, ворсистые, гладкие, легкие, пушистые, плотные, непромокаемые, ворсистые….)

6.     Попросите объяснить, почему именно ткань подойдет к этому предмету  одежды, обуви.

7.     Из каких тканей шьют одежду, делают обувь? Как назвать одежду, сшитую из различных материалов, предназначенную для различных целей:

из шерсти – шерстяная

 из меха – меховая

из шелка-

из бархата –

из вельвета-

Из кожи –

Из хлопка –

Из сатина –

Для спорта –

Для праздника -

8.     Рассмотрите детали одежды, обуви, головных уборов. Назовите их (полочка,  спинка,  рукав, манжет, воротник, подол, оборка, пояс, пряжка, каблук, голенище, подошва, набойка, козырек, поля, отворот  и т.п.)

9.     Опишите свое любимое платье (пальто, брюки) Почему они тебе нравится?

10.         Прочитайте сказку Г.Х. Андерсена «Новое платье короля».

 23.01 - 27.01    Части тела
 

1.     Спросите у ребенка, как называются части тела. Попросите показать, что есть на лице, на голове, на руке, на ноге (волосы, лоб, затылок, виски, брови, глаза, ресницы, нос, щеки, губы, уши, локоть, кисть, пальцы, ладонь, ногти, коленка, стопа, пятка).

2.     Спросите, где у ребенка правая (левая) рука (нога), попросите показать левой рукой правое ухо, правой рукой левую щеку и т.д.

3.     Поиграйте в игру: «Скажи правильно». 

Ноги вверху или внизу? Нос спереди или сзади? Эта рука правая или левая? Этот пальчик на руке или на ноге?

4.     «Расскажи для чего что нужно?»

Глаза нам нужны для того, чтобы видеть. Уши - … . Зубы - … . Язык - … . Колени - …. . Губы - …. . Пальцы - …. .

5.     «Скажи наоборот»

Молчать – говорить                       

смеяться – плакать

работать – бездельничать

ссориться – мириться

садиться – вставать

огорчать – радовать

бежать – стоять

заснуть – проснуться        

 

5.     «Скажи наоборот»

Черные глаза – черноглазый

Красные щеки – краснощекий

Ясные глаза – ясноглазый

Пышное тело – пышнотелый

Светлые волосы – светловолосый Длинные ноги – длинноногий

Круглое лицо – круглолицый

Белые зубы – белозубый

7.     «Расскажи про маленького и большого брата»

Рука — ручка - ручища.

Нога - ножка - ножища.

Глаз - ...                                          нос - ...                                 усы - ...

голос - ...                                        нога - ...                               руки - ...     

лоб -...                                              зуб -…                                 губы -…

8.     Подберите слова, которые характеризуют состояние человека. Например, хмурый, грустный, радостный, веселый, удивленный, испуганный, смелый, трусливый, сильный, слабый.

9.     Поговорите с ребенком о том, для чего мы чистим зубы, едим овощи, моем руки, стрижем ногти, делаем зарядку.

10.  Объясните значение выражений:

·        Обвести вокруг пальца;

·        Задирать нос;

·        Держать себя в руках;

·        Голову повесить;

·        Когда голова думает, язык отдыхает.

  30.01 - 3.02    Посуда. Продукты питания
 

1.     Спросите у ребенка, какие продукты он знает?

2.     Назовите молочные продукты, мясные, мучные.

3.     Какие продукты являются полезными, а какие могут быть вредны для здоровья?

4.     Какое бывает молоко? (коровье, козье, овечье…)

5.     Какое бывает мясо? (свинина, говядина, баранина..)

6.     Спросите ребенка, какое блюдо он любит? Как оно называется, из каких оно продуктов?

7.     Знает ли ребенок, из каких продуктов готовят пирожки, котлеты, суп?

8.     Попросите ребенка подобрать слова-действия: пирожки – пекут, суп - …, котлеты - …, салат - …

9.     Перечислите все действия, которые выполняет повар. (Режет, трет, чистит, моет, взбивает…)

10.   Назовите посуду. Из каких материалов ее делают.

11.   Назовите правильно: посуда из фарфора – фарфоровая, из стекла - …, из дерева - …, из стекла - …, из металла - …, из чугуна - …, из стали - …, из пластмассы- …, из глины - …, из фаянса - ….

12.   Назовите фарфоровую посуду (чашка, блюдце, сервиз, блюдо…), стальную, глиняную, деревянную…

13.   Назовите назначение посуды: на сковороде жарят мясо, рыбу; ножом режут, чистят; в кастрюле варят компот, суп…

 6.02 -10.02   Моя Республика
 

1.    Спросите ребенка, как называется наша республика. Объясните, что республика называется так потому что коренное население, то есть люди, которые здесь жили всегда называются народом коми.

2.    Покажите карту республики, научите ориентироваться по карте, то есть указывать северную, центральную, южную части.

3.    Научите ребенка находить и показывать город Ухту, столицу республики, реки Ухта, Печора.

4.    Познакомьте с символикой республики: гербом, флагом, гимном. Объясните, что они означают 

5.    Расскажите, какие растения встречаются в тундре на севере республики (мох, лишайники, карликовые березы, клюква, морошка, голубика…); в центральной части (сосны, ели, березы, осины, грибы…). Какие животные, птицы живут в тундре, в тайге?

6.    Расскажите, чем богата наша республика (лес, газ, нефть, уголь…)

7.    Помогите составить рассказ о республике по плану:

- В какой республике ты живешь?

 - Какие города и реки в ней есть?

 - Чем богата республика?

  13.02 -19.02   Моя Страна
 
  1. Расскажите детям, что наша страна называется Россия. Она очень большая, в ней много республик, городов, рек, озер, городов, деревень.
  2. Столица России – Москва. Это самый главный город. В Москве работает президент страны, его правительство.
  3. Объясните, что республика Коми, в которой мы живем – это часть России, которая находится на севере нашей страны.
  4. Расскажите, что в России живут люди разных национальностей, которые отличаются друг от друга внешне, имеют разные обычаи, язык, но называются одним словом – россияне.
  5. Расскажите ребенку чем богата наша страна, какие в России есть заводы, производства.
  6. Расскажите, чем гордится страна. Расскажите о памятниках культуры, науке, искусстве.
  7. У каждой страны есть свой гимн. Это торжественная песня, которую исполняют во время праздников, парадов. Есть государственный флаг. У России он трехцветный – белый, синий, красный. Есть герб – символ страны. Покажите ребенку российские флаг и герб, сравните с символикой других стран, научите находить свои флаг и герб.
  8. Покажите ребенку карту России, укажите на ней города Москва, Ухта, Сыктывкар. Те города, в которых вы были, где живут ваши родственники.
  9. Выучите пословицы о Москве, о родине. Объясните их смысл.

Москва – сердце России.

Человек без Родины – что соловей без песни.

Всякому мила своя сторонушка.

  1. Учите ребенка образовывать родственные слова: Ухта – ухтинец, Москва – москвич, Сыктывкар – сыктывкарец…
   20.02-24.02  День Защитника Отечества
 

1. Поговорите с ребенком о приближающемся празднике – Дне Защитнике Отечества.

2. Какие качества необходимы защитнику? (любовь к Родине, смелость, сила, ловкость, отвага, мужество) Объясните, что это трудная, почетная, мужественная, опасная служба.

3. Расскажите ребенку, кто служит в армии? (солдаты, моряки, летчики, … ) Какая техника используется в армии (танки, пушки, самолеты, корабли, подводные лодки, ракеты и др.)? Назовите воинские профессии: саперы, разведчики, парашютисты, артиллеристы, летчики, моряки, десантники, снайперы, танкисты, пограничники и д.р.

4. Поиграйте в игру «Кому это нужно»

танк  - танкисту, пушка -  артиллеристу, самолет  - летчику, корабль моряку, собака - пограничнику, оружие - солдату, ракета – космонавту...

5. Подберите слова-действия к различным военным профессиям: идет, охраняет, наблюдает, защищает, сражается, воюет, прицеливается, летает, приземляется, взлетает, разведывает, стреляет, прыгает, скачет, едет, высаживается, причаливает, швартуется, запускает и др.

 6. «Скажи наоборот».

Храбрый – трусливый

большой – маленький

сильный – слабый           

защитник – нападающий

защищать – нападать  

война – мир

добро – зло                       

смех – слезы

радость – горе                          

друг – враг

мириться – ссориться   

взлетел – приземлился

больной – здоровый                  

трудно – легко

плохо – хорошо                        

трус – храбрец

 

7. Объясните детям смысл пословиц.

Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.

Солдатское дело воевать храбро и умело.

Трус таракана принимает за великана.

 8. Почитайте детям книги о военных:

«На заставе» А.Барто, «Дозор» З.Александрова, «Твои защитники», «Главное войско» Л.Кассиль, «Мешок овсянки» А. Митяев и др.

    27.02-3.03  Мамин день
 
  1. Познакомьте детей с   первым   весенним     праздником, днем 8-е марта. Напомните  дату этого   праздника,   спросите, чей это праздник (всех женщин:  и  бабушек,  и мам, и сестричек.)
  2. Спросите, что сопровождает этот праздник: (утренник, праздничный концерт, который дети готовят для мам; подарки, цветы...)
  3. Попросите подобрать определения к словам: мама - добрая, нежная, ласковая бабушка - родная, старенькая, милая...; цветы - душистые, весенние...; праздник - веселый,     долгожданный,     женский,     весенний...;     настроение     весеннее  праздничное, приподнятое...
  4. Спросите, что можно делать в этот праздник (поздравлять, дарить, приготовить подарок; вышить, испечь, нарисовать, наклеить, смастерить, прочесть стихотворение, спеть песню...)
  5. Проверьте, знает ли ребенок название маминой профессии, умеет ли рассказать, где мама   работает   (назвать место    работы),    чем    занята    (печатает, воспитывает детей, лечит зубы, продает косметику...)
  6. Научите ребенка словам поздравления по плану:

-        обращение; (Дорогая бабушка, милая мама, любимая сестричка…)

-        поздравление с праздником;

-        пожелания.

  1. Помогите ребенку понять смысл пословиц и поговорок, выучите несколько из     них по выбору:

  -      ПРИ СОЛНЫШКЕ ТЕПЛО, ПРИ МАТЕРИ ДОБРО.

-        НЕТ ЛУЧШЕ ДРУЖКА, ЧЕМ РОДНАЯ МАТУШКА.

-        МАТЕРИНСКАЯ ЛАСКА КОНЦА НЕ ЗНАЕТ.

-        БАБУШКЕ ОДИН ТОЛЬКО ДЕДУШКА НЕ ВНУК.

-        МАТУШКИН ГНЕВ, ЧТО ВЕСЕННИЙ СНЕГ: И МНОГО ЕГО ВЫПАДАЕТ ДА СКОРО РАСТАЕТ.

 -        ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ, ТАК И ДУША НА МЕСТЕ.

  6.03-10.03  Животные холодных и жарких стран
 
  1. Спросите ребенка, каких животных жарких стран он знает (бегемот, крокодил, жираф, лев, кенгуру, коала, питон, кобра, страус, попугай, ящерицы…). Расскажите о том, какие животные живут на севере (белый медведь, северный олень, пингвин, полярная сова, морж, песец, тюлень). Спросите, для чего животным севера нужен густой, длинный мех; толстый слой жира; ласты; ветвистые и длинные рога, клыки и копыта.
  2. Расскажите, где обитают животные: какие животные плавают в море и охотятся на рыб, какие живут на суше (в тундре, тайге, джунглях или песках)
  3. «Скажи что делает?»  Попробуйте подобрать слова-действия, характеризующие повадки животных:

Бросается, нападает, подстерегает, прячется, спасается, защищается, мчится, ныряет, плавает, ловит, крадется, стережет добычу...

  1. «Скажи какой?»

Пингвин, какой? – неуклюжий, черно-белый, толстый.

Жираф, какой?  - длинношеий, пятнистый, длинноногий.

Бегемот, какой? – большой, толстокожий, коротконогий.

Лев, какой? – гривастый, длиннохвостый, бесстрашный.

Тюлень,  какой? - ….

  1. «Отгадай, кто это?»

Высокий, тонкий, пятнистый (жираф).

Низкий, толстый и серый (бегемот).

Грозный, большой, с длинной гривой (лев).

Горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд).

  1. «Чей хвост? Чья голова? Чье ухо? Чьи глаза?»

У оленя – олений хвост,  оленья морда, оленьи рога.

У медведя – медвежий нос, медвежья шкура, медвежьи уши.

У тюленя – тюлений клык, тюленья морда, тюленьи глаза.

У тигра — тигриный, тигриная, тигриные.

У льва - львиный, львиная, львиные.

  1. О ком расскажет путешественник по Африке? (о гривастых львах, о толстокожих слонах…) Кем он восхищался? (быстроногими антилопами, медлительными черепахами…)
  2. «Составь одно слово».

Из двух слов составь одно, например, длинные ноги - длинноногий.

Длинный, короткий, цепкий - хвост.

Толстая, серая, с иглами – кожа.

Большие, длинные, красные - уши.

Один, два – горба.

 

Выпученные, большие, круглые - глаза.

Длинная, короткая, толстая - шея.

Пышная, длинная, черная - грива.

Острые, длинные, большие - зубы.

Толстые, тонкие, длинные, короткие - ноги.

 

  1. Прочитайте детям книги о животных жарких и холодных стран: «Доктор Айболит» К.Чуковского, «Слон» А.Куприн, «Акула» Л.Толстой, «Маугли» Р.Киплинг.
  13.03-17.03  Водоемы и их обитатели
  1. Расскажите детям о различных водоемах:  океан, река, аквариум, озеро, пруд и их обитателях.
  2. Рассмотрите картинки с изображением обитателей морей, океанов, учите различать и называть кита, дельфина, акулу, тюленя, краба, морскую черепаху.
  3. Назовите и покажите основные части тела рыб, животных: голова, жабры, плавники, листы, чешуя...
  4. Учите ребенка различать по внешнему виду, называть некоторых речных рыб: щуку, сома, ерша, окуня...
  5. Дайте детям простейшие представления о том, чем питаются, как размножаются обитатели различных водоемов: рыбы мечут икру, а из икринок появляются мальки; у некоторых рождаются детеныши: у кита - китеныши; черепахи откладывают яйца в песок, а из яиц вылупляются черепашата.
  6. Расскажите, как люди заботятся о рыбах, зачем строят аквариумы, рыбопитомники, садки, очищают русла рек.
  7. Подберите родственные слова:

 рыба - рыбак - рыбачка - рыболов - рыбный (суп) - рыбник (пирог) - рыболовный крючок - рыбачить - рыбка - рыбешка - рыбища, поясняя значение слов.

  1. Учите правильно согласовывать слова при счете:

одна акула, 2 (3,4) акулы, 5 (6,7,8) акул;

один ёрш, 2 (3,4) ерша, 5 (6,7,8) ершей.

Один кит , 2(3,4) кита, 5 (6,7,8) китов.

  1. Составьте описательный рассказ по плану:

- Как называется?

- Где живет?

- Какие по форме, величине, цвету части тела?

- Что интересного ты о нем знаешь?

 20.03-24.03  Профессии на стройке. Инструменты
  1. Сходите с ребенком к строящемуся дому. Расскажите, как ведется строительство. Понаблюдайте за работой людей и механизмов.
  2. Расскажите детям о том, люди каких профессий работают в строительстве: маляр, штукатур, бетонщик, плотник, каменщик, сварщик, экскаваторщик, тракторист, крановщик, электрик, стекольщик, сварщик… Уточните, чем занимается представитель каждой профессии.
  3. Какие машины и механизмы используют строители: подъемный кран, трактор, бетономешалка, бульдозер, экскаватор, подъемники…  Для чего нужны эти машины?
  4. Покажите и назовите различные орудия труда и инструменты: кисть, молоток, отвертку, плоскогубцы, пилу, топор, дрель, лопату, нож, ножницы, рубанок… Покажите и объясните, как ими действовать.
  5. Расскажите, кому что нужно: плотнику – пила и топор, маляру – кисти и краски, электрику – отвертка, дрель, штукатуру – мастерок …
  6. Учите детей образовывать от глаголов названия профессий: Строит – строитель; водит – водитель; сваривает – сварщик; стеклит – стекольщик; бетонирует – бетонщик; штукатурит – штукатур.

 

  27.03-31.03  Школа
  1. Познакомьте ребенка со школой, в которой он будет учиться. Погуляйте в школьном дворе, зайдите в здание. Рассмотрите помещения: классы, спортзал, столовую… Посмотрите, чем оборудованы классы: парты, доска…
    2. Сравните детский сад и школу. Покажите ребенку, что есть много общего, что дети пишут, считают, поют, занимаются физкультурой, рисуют, общаются с друзьями. Но есть и различия.
    3. Рассмотрите школьные принадлежности, поясните, что и зачем нужно ученику.
    4. Расскажите о библиотеке, ее устройстве и назначении. (Хранение книг, журналов, газет; выдача книг читателям; помощь в выборе книги)
    5. Сходите в детскую библиотеку, запишите ребенка, возьмите книгу. Обратите внимание ребенка, на труд библиотекаря. Расскажите, что он делает: заполняет формуляры, ищет книги, поддерживает книги в порядке, следит, чтобы книги во время сдавали.
    6. Расскажите ребенку, какие бывают книги (сказки, рассказы, повести, учебники, словари, атласы, энциклопедии; книги для малышей, для детей, взрослых). Рассмотрите книги, попытайтесь по ее внешнему виду догадаться о ее содержании.
    7. Рассмотрите детали книги, объясните, что для чего нужно: обложка – защищает книгу, на ней расположены название, имя автора, где издана книга; корешок – скрепляет страницы; иллюстрации делают книгу понятной, интересной; оглавление – помогает ориентироваться в книге, находить нужную главу или сказку.
    8. Обратите внимание на то, что печатается в журналах: статьи, сказки, стихи, кроссворды, ребусы…
    9. Подберите родственные слова: школа- школьный – школьник –пришкольный - дошкольный; учить – учитель – ученик – учеба – учебный – учебник; книга – книжный – книголюб – книгочей – книжечка; писать – письмо – письменный – писатель; читать – чтение- читатель – читательский; библиотека – библиотекарь – библиотечный – библиотечка;
    10. Поиграйте в игру «Что для чего нужно»
    Ранец –
    Пенал –
    Учебник –
    Тетрадь –
    Ручка –
    Линейка –
    Словарь –
    Энциклопедия –
    Сказки –
    Обложка –
    Иллюстрация –

    11. Поиграйте в игру «Кто что делает?»
    Поэт – сочиняет стихи, подбирает рифму, издает; библиотекарь - …; учитель - …; ученик- …; читатель - …
 3.04-7.04  Транспорт
  1. Назовите наземный, подземный, водный, воздушный, военный, пассажирский, грузовой транспорт. Назовите несколько механизмов каждого вида. Например: автомобиль, электричка, поезд, мотоцикл – наземные виды транспорта.
  2. Какие из видов транспорта имеют определенную узнаваемую окраску? (Скорая помощь, пожарная машина...)
  3. Назовите транспорт, которым вы пользуетесь чаще всего.
  4. Назовите части разных видов транспорта: фары, бампер, крылья, шасси, иллюминаторы, каюта, нос, палуба.
  5. Назовите профессии людей работающих на транспорте. Объясните, что входит в обязанности пилота, капитана, машиниста, кондуктора, стюардессы, проводника…
  6. Расскажите о правилах дорожного движения. Почему их нужно соблюдать?

 Кто следит за их исполнением?

  1. Кто регулирует движение самолетов, поездов (диспетчер).
  2. Образуйте сложные слова:

Возит большие грузы – большегрузный
С двумя колесами –
С тремя колесами –
Перевозит много тонн – многотонный
Сам летает –

Возит мусор – мусоровоз
Возит воду-
Возит с помощью пара-
Возит с помощью электричества-

  1. Подберите прилагательные для описания автомобиля, самолета, поезда. (Самолет – реактивный, серебристый, сверхзвуковой, пассажирский, стремительный…)
  2. Подготовьте рассказ о дальней поездке на разных видах транспорта.
 10.04-14.04  Космос

Расскажите ребенку, что Солнце – это огромный раскаленный шар. Вокруг наго вращаются шары поменьше - это планеты. Наша Земля – третья от Солнца планета. Земля шар – объясните это ребенку, покажите глобус. Земля вращается вокруг себя, поэтому часть ее находится в тени. А другая часть освещается Солнцем. Этим объясняется смена дня и ночи. Земля окружена атмосферой – воздухом, которой мы дышим.

В нашей Солнечной системе много планет. Их названия - Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.  Вокруг этих планет вращаются маленькие планеты. Вокруг Земли вращается Луна. Мы видим ее по ночам – она светит отраженным светом.

В космосе множество раскаленных огромных шаров, подобных нашему Солнцу. Они находятся так далеко, что кажутся нам крошечными и видны только ночью. Мы называем их звездами. У каждой звезды свое имя. Есть звезды Денеб, Альтаир,  Сириус.

Чтобы запомнить расположение звезд на небе, человечество объединило их в группы, напоминающие фигуры и дало им названия. В звездную ночь посмотрите на небо, и найдите созвездия Кассиопея, Орион, Большая медведица, Лебедь. В древности люди по звездам ориентировались ночью, находили стороны света.

Люди всегда интересовались  космосом, звездами, планетами. Они создавали увеличительные приборы – телескопы, которые позволяли лучше рассмотреть планеты и звезды. В 1957 году в нашей стране создали и запустили в космос первый искусственный спутник, который вращался вокруг Земли. 12 апреля 1961 года, ровно 50 лет назад, ученые нашей страны запустили в космос первую ракету с человеком на борту. Первым космонавтом стал Юрий Гагарин. С тех пор 12 апреля отмечают как День Космонавтики.

С тех пор человек много раз летал в космос. Американские астронавты даже высадились на поверхности Луны! Вокруг Земли вращается множество спутников, которые помогают передавать сигналы радио, телевидения, интернета, помогают изучать звезды и планеты. Исследовательские спутники достигали ближайших планет, Марса и Венеры.

 17.04-21.04  Весна.
  1. Уточните временные представления детей (за зимой наступит весна, а за весной - лето). Проверьте, знает ли ребенок названия зимних месяцев.
  2. Понаблюдайте с детьми за изменениями в природе, учите находить признаки ранней весны, называя их на основе личного наблюдения (день стал длиннее, а ночь короче; стало теплее; солнце ярко светит (слепит глаза), днем сильно припекает; вокруг стволов деревьев появились приствольные ямки; снег осел; дороги, тропинки стали черными; на крышах повисли сосульки, днем слышна звонкая капель, а ночью подмерзает;  на дорогах - гололед; набухли на деревьях и кустах почки; на пригорках -проталины; кое-где начала пробиваться зелень.
  3. Научите ребенка объяснять своими словами, что такое капель, оттепель, гололед, ледоход, проталины, таяние снега.
  4. Учите ребенка подбирать эпитеты: солнце - ласковое, слепящее, лучистое;

ветер - свежий, весенний, теплый; небо - ясное, высокое, чистое;облака - легкие, пушистые, белоснежные.

  1. Учите образовывать наречия от прилагательных:

день пасмурный и ветреный (днем пасмурно, ветрено); дождливый -, ненастный-, туманный-, ясный-, солнечный.

  1. Подберите родственные слова. Объясните ребенку значение непонятных слов. Попытайтесь с помощью этих слов описать наблюдаемые объекты и явления.

весна - весенний, веснушки, по-весеннему, веснянки;

ветер - ветерок, ветрище, ветрено;

солнце – солнышко, солнечный, солнцезащитный;

Таять – тающий, таяние, подтаявший, растаявший;

Лед – льдинки, льдистый, ледоход, гололед…

  1. Расскажите о том, как изменились игры и развлечения детей (мастерят скворечники, строят запруды, пускают кораблики).
  2. Расскажите о том, какие изменения произошли в жизни зверей (у медведя появились малыши, птицы прилетают из теплых стран).
  3. Выучите народные приметы, научите ребенка их применять.

Апрель с водой - май с травой.

Увидел грача - весну встречай.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

  21.04-28.04  Весна. Изменения в природе
  1. Спросите ребенка, какое сейчас время года. Попросите назвать признаки весны в живой и неживой природе.
  2. Обратите внимание на лучистое, слепящее солнце, высокое яркое небо, теплый ласковый ветерок.
  3. Расскажите о пробуждении природы в лесу. Вспомните, какие животные пробуждаются от спячки, у кого появились малыши.
  4. Расскажите о скором прилете грачей, дроздов, чаек, уток, гусей. Напомните о пользе, приносимой птицами.
  5. Обратите внимание на изменения в одежде людей, правильно называйте предметы одежды и обуви.
  6. Понаблюдайте за играми детей.
  7. Поиграйте в игру «Какой день?»

Весна – весенний

Лето –

Зима –

Осень –

С дождем –

С ветром –

С солнцем –

С облаками –

В апреле –

В мае –

  1. У животных появились детеныши. Назовите их:

У лисицы – лисенок

У медведицы –

 У волчицы –

У лосихи –

У ежихи –

У зайчихи –

У бельчихи–

 

  1. Подберите родственные слова:

Весна – весенний – веснушки – по-весеннему – веснянка

Скворец – скворушка – скворечник – скворчата – скворчиха.

Солнце – солнышко, солнечный, подсолнух

  1.05-5.05  День Победы
 
  1. Расскажите ребенку о празднике День победы. Почему он так называется? Кого поздравляют в этот день. Уточните, кто такие ветераны, что такое орден, медаль, знамя, подвиг, победа.
  2. Закрепите с детьми дату этого праздника.
  3. Вспомните, кто из родственников принимал участие в Великой Отечественной войне. Рассмотрите фотографии иллюстрации в книгах, побеседуйте о войне.
  4. Уточните, знает ли ребенок, какие памятники, посвященные Дню Победы, героям войны есть в нашем городе.

Сходите с ребенком к мемориалу «Вечный огонь». Объясните, что вечный огонь это символ вечной памяти людей о погибших воинах, он горит вечно, чтобы мы вечно помнили и о героях войны.

  1. Посмотрите с ребенком Парад Победы. Расскажите ему о разных видах войск. Объясните, кто такие пехотинцы, летчики, пограничники, саперы, десантники…
  2. Расскажите о том, что столица нашей Родины- Москва. Покажите Москву на карте. Расскажите о Кремле, Красной площади. Объясните, какое значение имеет Москва для России, почему во время войны говорили «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва».
  3. Подберите родственные слова к слову «герой»: герой, героиня, геройский, героический;

Война – военный, воевать, войско;

Родина – родиться, родной, родимый, родственник

  1. «Скажи по другому»

Смелый – храбрый, отважный,  доблестный,… …

Охранять – защищать, беречь, отстаивать,….

Воин – защитник, солдат, боец, …..

Родина – Отечество, Отчизна

Воевать – биться, сражаться, атаковать, обороняться…

  1. Объясните ребенку значение выражений:

Родина-мать, умей за нее постоять.

Тот герой, кто за Родину горой.

Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.

  1. Прочитайте детям стихи и рассказы о войне.

Л.Кассиль «Главное войско», А.Митяев «Мешок овсянки», «Дедушкин орден», А.Твардовский «Рассказ танкиста», О.Высотская «Салют» и др.