Наш адрес

Номера телефонов

Электронная приемная

ВЕРСИЯ САЙТА ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

Статьи старшая группа

Нарушения речи у детей

Каждый заботливый родитель, чей ребенок попадает в логопедическую группу, стремиться узнать, что за нарушение речи у его ребенка, чем оно вызвано и как помочь малышу избавиться от этой проблемы. Но логопедические заключения состоят сплошь из малопонятных терминов и аббревиатур, которые не всегда понятны.

Прежде всего, необходимо понять, что речь – очень сложный, многокомпонентный процесс. Это и произношение звуков, и умение различать звуки речи на слух, и словарный запас, и грамматическое оформление высказывания. Правильная, развитая речь предполагает умение рассказывать, правильно подбирая слова, связывая их по смыслу, согласовывая в роде, числе, падеже.

Различают устную и письменную речь, активную и пассивную. Пассивная речь – это то, что ребенок понимает, но не может самостоятельно сказать. Обычно активная речь лишь немного меньше по объему, но бывает, что пассив намного превышает актив. Тогда говорят, что он все понимает, но сказать не может. Это происходит при некоторых речевых нарушениях.

 В логопедическом заключении часто встречаются такие аббревиатуры как ОНР, ФФНР, ФНР и ЗРР, а также слова дислалия, дизартрия, алалия и ринолалия, заикание, давайте разберемся в их значении.

 

ОНР или общее недоразвитие речи обозначает различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, нарушено формирование всех компонентов речи.

В  речи ребенка не хватает некоторых звуков или они неправильно произносятся, нарушается слоговая структура слова, ребенок опускает, переставляет слоги, воспроизводит приблизительный образ слова, так что его трудно понять.

Речь аграмматична, встречаются неправильно образованные или измененные слова, например: куричный,  медвежонки, зеркалко, у ребенка бедный словарный запас, не развито умение рассказывать, снижен объем речевой памяти, ребенок с трудом учит стихи, сказки.

Тяжелое нарушение речи сказывается и на общем развитии, и на поведении ребенка. Он не может выразить свои потребности, становится агрессивным, не умеет договариваться со сверстниками. Не понимает речевой инструкции, не может получить полноценные знания из бесед, объяснений, книг.

Рядом с аббревиатурой ОНР всегда пишется уровень речевого развития ребенка, например, ОНР II уровня. Выделяют четыре уровня ее недоразвития, обозначая их при этом соответственно: ОНР I, ОНР II, ОНР III, ОНР IV. Самый «тяжелый» - это I уровень.

Уровни различают по степени развития связной речи.

При I уровне речевого развития ребенок способен произнести только отдельные «лепетные», грамматически не оформленные слова: би-би, ляля. Он пользуется указательными жестами, чтобы добиться понимания.

При II уровне речевого развития ребенок общается с помощью двухсловных фраз. В активной речи преобладают существительные и глаголы.

Для III уровня характерна развернутая фразовая речь, но с большим количеством грамматических ошибок.

Коррекционная работа с такими детьми включает в себя не только коррекцию звукопроизношения, но и работу над расширением словаря, развитием связной речи, формированием грамматического строя, коррекцию неречевых процессов – моторики, памяти, восприятия.

Даже при первом уровне речевого развития ребенок может начать говорить самостоятельно, без занятий с логопедом. Однако это будет речь с особенностями, неправильная, аграмматичная.

 

ФФНР или фонетико-фонематическое нарушение речи – это нарушение формирования произносительной (звуковой) системы языка у детей.

Это может происходить из-за неправильного строения артикуляционного аппарата: укорочения подъязычной уздечки, неправильной формы языка, слабости мышц языка, неправильного прикуса, высокого или очень низкого неба.

Часто причиной ФФНР является нарушение фонематического слуха, то есть умения на слух четко различать звуки родного языка.

Внешне это проявляется в неправильном произношении звуков.

Ребенок «опускает», то есть не произносит некоторые звуки, например, говорит ыба вместо рыба, или ужа вместо лужа; заменяет звуки на более простые в произношении "табака" вместо "собака", "лыба" вместо "рыба", "фуба" вместо "шуба"; искажает звуки, то есть произносит звуки, которых нет в фонетической системе родного языка, например произносит горловой звук Р или  межзубный звук С; смешивает звуки,  то есть в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по произношению или звучанию: вместо "столяр строгает доску" говорит "старял стлагает дошку".

Логопедическая работа с детьми с ФФНР заключается в одновременной коррекции звукопроизношения и фонематического восприятия.

 

ЗРР или задержка речевого развития - это отставание в речи от нормы развития детей до 4 лет. При этом речь ребенка развивается самостоятельно, без специальной помощи, но соответствует речи ребенка более младшего возраста.

 

Дислалия –  неправильное произношение отдельных звуков или их групп.  Например, свистящих или шипящих. В речи ребенка «сложные» для него звуки могут заменяться на схожие (вместо «рыба», ребенок говорит «лыба»), отсутствовать полностью (вместо «рыба», «ыба») или искажаться, т.е. например, ребенок говорит понятно, произносит все звуки, но картавит.

 

Дизартрия –  это группа нарушений звукопроизношения, связанных с недостатком иннервации артикуляционного аппарата. Причинами могут являться даже минимальные поражения отделов головного головного мозга, возникшие во время беременности, родов, в раннем детстве.

Из-за нарушения иннервации язычок становится слабым, вялым. Во время речи кончик языка может показываться между зубов. Иногда провисает краешек языка, тогда воздушная струя во время речи уходит вбок, появляется хлюпающий звук. Снижены и объем, и амплитуда движений языка. Ребенок не может выполнить определенные движения: высунуть язычок, поднять его вверх, сложить чашечкой, ребенку трудно переключиться с одного движения на другое. Если мы попросим ребенка высунуть язычок, то заметим его тремор – дрожание. Дизартрия сказывается на звучании всех звуков – и гласных, и согласных. Речь становится невнятной, ощущение «каши во рту».

В тяжелых случаях нарушаются и такие компоненты речи, как ее темп, мелодичность, интонационная выразительность, громкость.

Несмотря на тяжесть речевых нарушений, дизартрия поддается логопедической коррекции. Но для ее преодоления потребуется большой труд – необходимо будет регулярно выполнять упражнения для языка (артикуляционную гимнастику), что укрепит мышцы языка и улучшит моторику. И закрепление правильных звуков в речи потребует больше времени, чем при других нарушениях.

 

Алалия – или отсутствие речи, при котором ребенок с сохранным слухом и интеллектом очень долго не начинает говорить. Это связано с поздним развитием речевых центров, осуществляющих моторное программирование высказывания. Ребенок затрудняется в выборе последовательности движений артикуляционного аппарата, необходимых для того, чтобы произнести даже простое слово.

При этом подвижность губ и язычка может быть хорошей. Понимание речи соответствует возрасту. Ребенок показывает картинку, выполняет инструкции, активно овладевает неречевыми действиями: собирает пирамидку, паззлы, рисует, играет.  Про таких детей говорят: «Все понимает, только молчит».

Часто речь не появляется до трех лет, необходима помощь логопеда для того, чтобы помочь ребенку, «подтолкнуть» речевое развитие.

Когда активная речь появляется, ее развитие часто происходит лавинообразно. Ежедневно появляются новые слова, фразы.

Однако,  эта речь остается очень своеобразной. Для детей с моторной алалией характерны грубые нарушения слоговой структуры слова, звуконаполняемости. Они произносят слово упрощенно, часто опускают первый звук или слог, переставляют слоги в словах. Отмечаются грубые нарушения грамматического строя речи, нарушение связности и последовательности высказывания.

Без помощи логопеда преодолеть последствия этого нарушения  невозможно. Моторная алалия приводит к общему недоразвитию речи, что требует длительной системной коррекционной работы над всеми ее компонентами. Коррекционная работа при активном участии родителей часто бывает вполне эффективной, однако некоторые проблемы все-таки могут остаться, что приведет к нарушениям письменной речи при переходе к школьному обучению.

 

Ринолалия –  это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, связанное с нарушением дифференциации носового и ротового резонатора. В норме большинство звуков произносятся с ротовым резонированием, при этом мышцы глотки и мягкое небо смыкаются, предотвращая утечку воздуха через нос. Некоторые гласные звуки, а также согласные м и н произносятся с носовым резонированием, при этом воздушная струя выходит через нос.

При неправильной работе  небно-глоточного затвора происходит нарушение этого процесса.

Различают открытую и закрытую ринолалию.

Закрытая чаще всего бывает вызвана разросшимися аденоидами, которые препятствуют выходу воздушной струи во время речи через нос. При этом речь звучит как при сильном насморке, когда нос заложен и все гласные звуки искажаются, а М и Н звучат как Б и Д соответственно.

При открытой ринолалии из-за невозможности смыкания небно-глоточного затвора происходит постоянный выход воздуха через нос. Речь приобретает носовой оттенок, нарушается дыхание. Язык при этом смещается назад, чтобы уменьшить отток воздуха через нос. Кончик языка становится менее выраженным, менее подвижным. Грубо нарушается звукопроизношение.

Причинами открытой ринолалии могут стать параличи и парезы (полная или частичная неподвижность) мягкого неба, часто это происходит из-за расщелин мягкого или твердого неба, так называемой «волчьей пасти».

Коррекция этого нарушения сложна, но возможна. Коррекционная работа включает в себя работу по улучшению подвижности мягкого неба, дифференциации носового и ротового выдоха, артикуляционной гимнастики, улучшающей подвижность губ и языка.  

 

Заикание - это нарушение темпа, ритма и плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При этом судороги возникают только во время речи, процессы дыхания, жевания, проглатывания пищи не нарушаются.

Чаще всего заикание возникает в 3 или в 5 лет. Причинами могут быть как слабость нервной системы, перенесенный стресс, испуг, так и возросшая сложность речевого высказывания, с которой не справляется неокрепший артикуляционный аппарат ребенка.

Речевые судороги могут возникнуть в любом отделе артикуляционного аппарата. Различают судороги губ, языка, неба, дыхательные судороги.

Внешне заикание может проявляться по-разному: повторение слогов, слов, внезапные паузы, когда ребенок не может продолжить речь из-за возникшей судороги, «пение» гласных. Могут возникать сопутствующие движения лицевой мускулатуры, рук, всего тела.

Часто, бессознательно пытаясь помочь себе, ребенок начинает использовать слова «ну», «вот», «а», так называемые эмболы.

Ребенок может относиться к заиканию безразлично, но может и пугаться, особенно, если отмечаются дыхательные судороги, при которых он не может вздохнуть. Он может замкнуться в себе, избегать речевого общения, проявлять тревожность, боязнь незнакомых людей и ситуаций.

Для того, чтобы помочь ребенку, родители прежде всего не должны проявлять беспокойства при ребенке, фиксироваться на его речи. Нужно немедленно обратиться к неврологу, получить лечение. Если заикание «свежее», хорошо помогает «режим молчания». Ребенка нужно оставить на недельку дома, играть с ним в спокойные игры, гулять, следить за режимом. Постараться  полностью прекратить речевое общение или при необходимости общаться шепотом. Пока патологический рефлекс не закрепился, его можно снять таким образом.

Логопедическая работа с заикающимися детьми заключается в формировании правильного речевого дыхания, голосоподачи, обучения навыкам саморелаксации. Работа проходит с соблюдением специально организованных речевых режимов, в ходе которых логопед постепенно даст ребенку навык планировать свое высказывание и произносить его спокойно и плавно.

При этом надо помнить, что успех коррекционной работы полностью зависит от участия родителей. Они должны оберегать ребенка от стрессов, перевозбуждения, следить за своей речью и речью ребенка, вводить полученные на логопедических занятиях навыки в повседневную жизнь ребенка.

 

 

 Как должен говорить ребенок 5-6 лет? 

 Если вашему ребенку уже исполнилось пять лет, он посещает старшую группу детского сада, то стоит обратить внимание на то, что к этому возрасту он должен научиться правильно произносить все звуки родного языка. Он уже может сам обнаруживать недостатки в своей речи, сравнивая её с речью взрослых.

На шестом году жизни ваш малыш уже активно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, может регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).

 В этом возрасте словарь ребенка активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий (слесарь, парикмахер, шофер и т.д.), социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.), глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий (строит, варит, укладывает, учит), прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Также в речи ребенка появляются  обобщающие слова (слова обозначающие группу предметов, например: мебель, овощи, инструменты и т.д.), синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. 

Ребенок учится  использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные (такси, пальто, радио и т.д.), существительные множественного числа в родительном падеже (стульев, детей, котят и т.д.), следовать нормам произношения (ставить верно ударение в словах).

В старшей группе детского сада дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета (учатся не перебивать, использовать слова благодарности и извинения), говорить о себе от первого и второго лица; во время рассказывания способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

 К возрасту  5-6 лет ребенок начинает интересоваться произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Он способен активно обсуждать содержание прочитанных рассказов и сказок, анализировать поведение героев, давать оценку их действий. На данном этапе формируется его читательский опыт и его предпочтения. 

Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

 

Основные задачи коррекционной работы в старшей группе.

В старшей логопедической группе продолжается работа над исправлением и развитием речи детей. Работа направлена на преодоление речевых нарушений, на развитие всех компонентов речи, а именно звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи.

В старшей группе продолжается работа по исправлению неправильного звукопроизношения. Дети учатся правильно произносить звуки в свободной речи, различать похожие по звучанию звуки.

Произнесение слов с большим количеством согласных звуков (литература, экскаватор, контейнер) вызывает у детей трудности и ошибки. Поэтому учим детей произносить сложные слова.

Продолжаем знакомить детей со звуками русского языка, выделять заданный звук из слова, подбирать слова на заданный звук. Знакомим детей с понятиями «гласный» и «согласный» звук. Учим различать согласные звуки по глухости и звонкости, твердости и мягкости. Обучаем звуковому анализу слогов (например: ат, ок,  ма) и слов из трех звуков (например: мак, кот).

В старшей группе продолжаем работу над накоплением словарного запаса. Обогащаем речь детей прилагательными, наречиями, местоимениями (мой, моя, моё, мои), простыми предлогами (в, к, от, за, над), сложными предлогами (из-за, из-под). Учим детей употреблять в свободной речи все части речи.

Знакомим детей с новыми обобщающими понятиями, такими как: грибы, ягоды, транспорт, профессии, комнатные растения, рыбы, морские животные и другими.

На занятиях дети знакомятся с понятиями: слово – предмет, слово – признак, слово – действие.

Обучаем детей образовывать и использовать в речи относительные прилагательные (яблочный, вишнёвый, берёзовый, деревянный) и притяжательные прилагательные (мамин, Катин, бабушкин).

В свободной речи детей ещё встречаются многочисленные грамматические ошибки. Например: подошёл к два коня, наблюдали за обезьяны. Поэтому учим детей правильно согласовывать слова во фразе и в предложении, слышать свои ошибки в свободной речи и исправлять их.

Поскольку дети не могут точно, последовательно, полно излагать свои мысли, пересказывать небольшие по объему произведения формируем у детей умение связно и последовательно пересказывать знакомые сказки, небольшие рассказы с опорой на предметные картинки. Обучаем составлению описательного рассказа о предмете с опорой на схему.

Успешное решение поставленных нами задач позволит исправить недостатки в речевом развитии ребенка. Будет способствовать формированию у детей грамотной речи и в дальнейшем, успешному обучению в школе.

 

 

Система коррекционной работы в старшей группе

 

Старшую логопедическую группу посещают дети с проблемами в речевом развитии. У детей нарушено формирование разных компонентов речи: звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь. Поэтому, вся работа педагогов нашей группы направлена на преодоление речевых расстройств у детей.

В основе коррекционной работы в старшей группе лежит тематическое планирование.  Каждую неделю детей знакомят с новой лексической темой. Например, «Овощи. Огород.», «Фрукты. Сад», «Зимние забавы» и др.

С содержанием лексических тем родители могут познакомиться на информационных стендах приемных комнат, а также на сайте детского сада. Для лучшего освоения материала лексическая тема проходит через все виды детской деятельности. В групповых комнатах размещается картинный материал по теме, вносятся соответствующие игры, игрушки. Дети разучивают стихи, подвижные игры, знакомятся с детской художественной литературой по теме. На занятиях по изобразительной деятельности также учитывается лексическая тема. Если ребенок не посещает детский сад содержание лексической темы нужно отработать дома самостоятельно.

В первые недели сентября логопед проводит обследование речевого развития детей группы и заполняет речевые карты. Затем логопед знакомит родителей с результатами обследования.

Основной формой коррекционного обучения в данной возрастной группе являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие всех компонентов речи.

Фронтальные логопедические занятия (со всей группой) проходят три раза в неделю в первую половину дня.

Одно занятие направлено на формирование фонематических процессов. На них дети знакомятся со звуками русского языка, учатся слышать звук, выделять его среди других звуков, среди слогов и слов. Овладевают навыками звукового анализа.

Два занятия направлены на совершенствование лексико-грамматических представлений и развитие связной речи, где у детей формируются практические навыки словоизменения и словообразования, вырабатывается умение строить связные логичные высказывания. Дети учатся пересказывать знакомые сказки и небольшие рассказы, составлять небольшие рассказы по картине, игрушке, упражняются в составлении рассказов описаний.

Кроме фронтальных логопедических занятий несколько раз в неделю логопед  поводит индивидуальные занятия с детьми, где основное внимание уделяется коррекции звукопроизношения. На индивидуальных занятиях логопеда работа ведется по следующим направлениям:

- развитие движений органов речи (губ, щек, языка);

- постановка неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков;

- введение поставленных звуков в речь;

- развитие общих речевых навыков (дыхания, силы голоса, темпа и ритма речи);

- различение на слух звуки речи, слогов, слов в речи, схожих по звучанию, артикуляции;

Для занятий дома с родителями у каждого воспитанника заведена индивидуальная тетрадь, в которой логопед помещает задания.

Еженедельно родители получают «Волшебный сундучок». Это рабочая тетрадь с различными речевыми играми и упражнениями.

Выполняя упражнения в «Волшебном сундучке» родители имеют возможность познакомиться с тематикой и содержанием коррекционной работы, а также оценить уровень освоения ребенком программного материала. «Волшебный сундучок» содержит 6-7 заданий. Одни задания знакомят ребенка со звуками русского языка (Выбери картинку, Договори словечко, Звукоежка и другие). Другие задания составлены для закрепления грамматических категорий и словаря по лексической теме (Отгадай, Выучи стихотворение, Назови действие, Где мячик? и другие).В «Волшебном сундучке» Вы встретите графические задания, которые помогут ребенку развить мелкую моторику, познакомят с буквами. «Волшебный сундучок» необходимо выполнить дома в выходные дни и принести в понедельник для проверки.

В детском саду работает Клуб любителей чтения «Читайка». В старшей группе раз в месяц дети получают письмо от совенка Читайки. Он советует детям и родителям, что нужно прочитать дома и дает задание (нарисовать рисунок, сочинить рассказ, выучить стихотворение). В конце месяца дети старших групп собираются в музыкальном зале на заседание Клуба любителей чтения. Совенок Читайка прилетает к ребятам беседует с детьми о прочитанном, загадывает загадки. Тем ребятам кто выполнил задание Читайки вручается читательский билет с наклейкой. В конце заседания дети смотрят мультфильм по мотивам прочитанных книг. На сайте детского сада можно найти отчёт о заседании клуба, посмотреть рисунки детей и мультфильм.