Наш адрес

Номера телефонов

Электронная приемная

ВЕРСИЯ САЙТА ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

Статьи средняя группа

 

Нарушения речи у детей

Каждый заботливый родитель, чей ребенок попадает в логопедическую группу, стремиться узнать, что за нарушение речи у его ребенка, чем оно вызвано и как помочь малышу избавиться от этой проблемы. Но логопедические заключения состоят сплошь из малопонятных терминов и аббревиатур, которые не всегда понятны.

Прежде всего, необходимо понять, что речь – очень сложный, многокомпонентный процесс. Это и произношение звуков, и умение различать звуки речи на слух, и словарный запас, и грамматическое оформление высказывания. Правильная, развитая речь предполагает умение рассказывать, правильно подбирая слова, связывая их по смыслу, согласовывая в роде, числе, падеже.

Различают устную и письменную речь, активную и пассивную. Пассивная речь – это то, что ребенок понимает, но не может самостоятельно сказать. Обычно активная речь лишь немного меньше по объему, но бывает, что пассив намного превышает актив. Тогда говорят, что он все понимает, но сказать не может. Это происходит при некоторых речевых нарушениях.

 В логопедическом заключении часто встречаются такие аббревиатуры как ОНР, ФФНР, ФНР и ЗРР, а также слова дислалия, дизартрия, алалия и ринолалия, заикание, давайте разберемся в их значении.

 

ОНР или общее недоразвитие речи обозначает различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, нарушено формирование всех компонентов речи.

В  речи ребенка не хватает некоторых звуков или они неправильно произносятся, нарушается слоговая структура слова, ребенок опускает, переставляет слоги, воспроизводит приблизительный образ слова, так что его трудно понять.

Речь аграмматична, встречаются неправильно образованные или измененные слова, например: куричный,  медвежонки, зеркалко, у ребенка бедный словарный запас, не развито умение рассказывать, снижен объем речевой памяти, ребенок с трудом учит стихи, сказки.

Тяжелое нарушение речи сказывается и на общем развитии, и на поведении ребенка. Он не может выразить свои потребности, становится агрессивным, не умеет договариваться со сверстниками. Не понимает речевой инструкции, не может получить полноценные знания из бесед, объяснений, книг.

Рядом с аббревиатурой ОНР всегда пишется уровень речевого развития ребенка, например, ОНР II уровня. Выделяют четыре уровня ее недоразвития, обозначая их при этом соответственно: ОНР I, ОНР II, ОНР III, ОНР IV. Самый «тяжелый» - это I уровень.

Уровни различают по степени развития связной речи.

При I уровне речевого развития ребенок способен произнести только отдельные «лепетные», грамматически не оформленные слова: би-би, ляля. Он пользуется указательными жестами, чтобы добиться понимания.

При II уровне речевого развития ребенок общается с помощью двухсловных фраз. В активной речи преобладают существительные и глаголы.

Для III уровня характерна развернутая фразовая речь, но с большим количеством грамматических ошибок.

Коррекционная работа с такими детьми включает в себя не только коррекцию звукопроизношения, но и работу над расширением словаря, развитием связной речи, формированием грамматического строя, коррекцию неречевых процессов – моторики, памяти, восприятия.

Даже при первом уровне речевого развития ребенок может начать говорить самостоятельно, без занятий с логопедом. Однако это будет речь с особенностями, неправильная, аграмматичная.

 

ФФНР или фонетико-фонематическое нарушение речи – это нарушение формирования произносительной (звуковой) системы языка у детей.

Это может происходить из-за неправильного строения артикуляционного аппарата: укорочения подъязычной уздечки, неправильной формы языка, слабости мышц языка, неправильного прикуса, высокого или очень низкого неба.

Часто причиной ФФНР является нарушение фонематического слуха, то есть умения на слух четко различать звуки родного языка.

Внешне это проявляется в неправильном произношении звуков.

Ребенок «опускает», то есть не произносит некоторые звуки, например, говорит ыба вместо рыба, или ужа вместо лужа; заменяет звуки на более простые в произношении "табака" вместо "собака", "лыба" вместо "рыба", "фуба" вместо "шуба"; искажает звуки, то есть произносит звуки, которых нет в фонетической системе родного языка, например произносит горловой звук Р или  межзубный звук С; смешивает звуки,  то есть в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по произношению или звучанию: вместо "столяр строгает доску" говорит "старял стлагает дошку".

Логопедическая работа с детьми с ФФНР заключается в одновременной коррекции звукопроизношения и фонематического восприятия.

 

ЗРР или задержка речевого развития - это отставание в речи от нормы развития детей до 4 лет. При этом речь ребенка развивается самостоятельно, без специальной помощи, но соответствует речи ребенка более младшего возраста.

 

Дислалия –  неправильное произношение отдельных звуков или их групп.  Например, свистящих или шипящих. В речи ребенка «сложные» для него звуки могут заменяться на схожие (вместо «рыба», ребенок говорит «лыба»), отсутствовать полностью (вместо «рыба», «ыба») или искажаться, т.е. например, ребенок говорит понятно, произносит все звуки, но картавит.

 

Дизартрия –  это группа нарушений звукопроизношения, связанных с недостатком иннервации артикуляционного аппарата. Причинами могут являться даже минимальные поражения отделов головного головного мозга, возникшие во время беременности, родов, в раннем детстве.

Из-за нарушения иннервации язычок становится слабым, вялым. Во время речи кончик языка может показываться между зубов. Иногда провисает краешек языка, тогда воздушная струя во время речи уходит вбок, появляется хлюпающий звук. Снижены и объем, и амплитуда движений языка. Ребенок не может выполнить определенные движения: высунуть язычок, поднять его вверх, сложить чашечкой, ребенку трудно переключиться с одного движения на другое. Если мы попросим ребенка высунуть язычок, то заметим его тремор – дрожание. Дизартрия сказывается на звучании всех звуков – и гласных, и согласных. Речь становится невнятной, ощущение «каши во рту».

В тяжелых случаях нарушаются и такие компоненты речи, как ее темп, мелодичность, интонационная выразительность, громкость.

Несмотря на тяжесть речевых нарушений, дизартрия поддается логопедической коррекции. Но для ее преодоления потребуется большой труд – необходимо будет регулярно выполнять упражнения для языка (артикуляционную гимнастику), что укрепит мышцы языка и улучшит моторику. И закрепление правильных звуков в речи потребует больше времени, чем при других нарушениях.

 

Алалия – или отсутствие речи, при котором ребенок с сохранным слухом и интеллектом очень долго не начинает говорить. Это связано с поздним развитием речевых центров, осуществляющих моторное программирование высказывания. Ребенок затрудняется в выборе последовательности движений артикуляционного аппарата, необходимых для того, чтобы произнести даже простое слово.

При этом подвижность губ и язычка может быть хорошей. Понимание речи соответствует возрасту. Ребенок показывает картинку, выполняет инструкции, активно овладевает неречевыми действиями: собирает пирамидку, паззлы, рисует, играет.  Про таких детей говорят: «Все понимает, только молчит».

Часто речь не появляется до трех лет, необходима помощь логопеда для того, чтобы помочь ребенку, «подтолкнуть» речевое развитие.

Когда активная речь появляется, ее развитие часто происходит лавинообразно. Ежедневно появляются новые слова, фразы.

Однако,  эта речь остается очень своеобразной. Для детей с моторной алалией характерны грубые нарушения слоговой структуры слова, звуконаполняемости. Они произносят слово упрощенно, часто опускают первый звук или слог, переставляют слоги в словах. Отмечаются грубые нарушения грамматического строя речи, нарушение связности и последовательности высказывания.

Без помощи логопеда преодолеть последствия этого нарушения  невозможно. Моторная алалия приводит к общему недоразвитию речи, что требует длительной системной коррекционной работы над всеми ее компонентами. Коррекционная работа при активном участии родителей часто бывает вполне эффективной, однако некоторые проблемы все-таки могут остаться, что приведет к нарушениям письменной речи при переходе к школьному обучению.

 

Ринолалия –  это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, связанное с нарушением дифференциации носового и ротового резонатора. В норме большинство звуков произносятся с ротовым резонированием, при этом мышцы глотки и мягкое небо смыкаются, предотвращая утечку воздуха через нос. Некоторые гласные звуки, а также согласные м и н произносятся с носовым резонированием, при этом воздушная струя выходит через нос.

При неправильной работе  небно-глоточного затвора происходит нарушение этого процесса.

Различают открытую и закрытую ринолалию.

Закрытая чаще всего бывает вызвана разросшимися аденоидами, которые препятствуют выходу воздушной струи во время речи через нос. При этом речь звучит как при сильном насморке, когда нос заложен и все гласные звуки искажаются, а М и Н звучат как Б и Д соответственно.

При открытой ринолалии из-за невозможности смыкания небно-глоточного затвора происходит постоянный выход воздуха через нос. Речь приобретает носовой оттенок, нарушается дыхание. Язык при этом смещается назад, чтобы уменьшить отток воздуха через нос. Кончик языка становится менее выраженным, менее подвижным. Грубо нарушается звукопроизношение.

Причинами открытой ринолалии могут стать параличи и парезы (полная или частичная неподвижность) мягкого неба, часто это происходит из-за расщелин мягкого или твердого неба, так называемой «волчьей пасти».

Коррекция этого нарушения сложна, но возможна. Коррекционная работа включает в себя работу по улучшению подвижности мягкого неба, дифференциации носового и ротового выдоха, артикуляционной гимнастики, улучшающей подвижность губ и языка.  

 

Заикание - это нарушение темпа, ритма и плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При этом судороги возникают только во время речи, процессы дыхания, жевания, проглатывания пищи не нарушаются.

Чаще всего заикание возникает в 3 или в 5 лет. Причинами могут быть как слабость нервной системы, перенесенный стресс, испуг, так и возросшая сложность речевого высказывания, с которой не справляется неокрепший артикуляционный аппарат ребенка.

Речевые судороги могут возникнуть в любом отделе артикуляционного аппарата. Различают судороги губ, языка, неба, дыхательные судороги.

Внешне заикание может проявляться по-разному: повторение слогов, слов, внезапные паузы, когда ребенок не может продолжить речь из-за возникшей судороги, «пение» гласных. Могут возникать сопутствующие движения лицевой мускулатуры, рук, всего тела.

Часто, бессознательно пытаясь помочь себе, ребенок начинает использовать слова «ну», «вот», «а», так называемые эмболы.

Ребенок может относиться к заиканию безразлично, но может и пугаться, особенно, если отмечаются дыхательные судороги, при которых он не может вздохнуть. Он может замкнуться в себе, избегать речевого общения, проявлять тревожность, боязнь незнакомых людей и ситуаций.

Для того, чтобы помочь ребенку, родители прежде всего не должны проявлять беспокойства при ребенке, фиксироваться на его речи. Нужно немедленно обратиться к неврологу, получить лечение. Если заикание «свежее», хорошо помогает «режим молчания». Ребенка нужно оставить на недельку дома, играть с ним в спокойные игры, гулять, следить за режимом. Постараться  полностью прекратить речевое общение или при необходимости общаться шепотом. Пока патологический рефлекс не закрепился, его можно снять таким образом.

Логопедическая работа с заикающимися детьми заключается в формировании правильного речевого дыхания, голосоподачи, обучения навыкам саморелаксации. Работа проходит с соблюдением специально организованных речевых режимов, в ходе которых логопед постепенно даст ребенку навык планировать свое высказывание и произносить его спокойно и плавно.

При этом надо помнить, что успех коррекционной работы полностью зависит от участия родителей. Они должны оберегать ребенка от стрессов, перевозбуждения, следить за своей речью и речью ребенка, вводить полученные на логопедических занятиях навыки в повседневную жизнь ребенка.

 

 

Развитие речи детей 4-5 лет

 

Речь ребенка 4-5 лет имеет свои особенности. В этом возрасте запас слов ребенка достаточно велик, что дает ему возможность общаться с окружающими, хотя они еще испытывают трудности из-за недостаточности словаря.

Дети правильно называют окружающие предметы и явления, владеют достаточным количеством слов, обозначающих признаки предметов и действия с ними. Знают основные цвета, пользуются некоторыми временными понятиями (день, ночь, утро, вечер), умеют выразить словами  пространственные отношения (впереди, сзади, наверху, внизу).

В высказываниях ребенка встречаются почти все части речи. Ребенок классифицирует предметы, объединяет их в группы. Он знает, например, что чашка, ложка, блюдце, тарелка, кастрюля – это посуда. Совершая различные действия с ней, он называет эти действия. У него уже сформированы такие обобщающие понятия, как «одежда, «обувь», «овощи», «фрукты», «мебель, «домашние животные».

Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем речи. Все чаще ребенок пользуется развернутой фразой, состоящей из 4-6 слов. В таких высказываниях встречаются наречия, предлоги, прилагательные. В этом возрасте у детей появляется интерес к звуковой стороне слова. Дети пытаются изменять слова по аналогии. К пяти годам ребенок может употреблять существительные и глаголы в единственном и множественном числе (дом – дома, иду - идут).  В своих высказываниях, как правило, согласует слова в роде, числе, правильно употребляет падежные окончания существительных.

У детей наблюдаются ошибки в употреблении несклоняемых имен существительных ("А у меня на "пальте" пуговица оторвалась"), изменении глаголов по лицам (иду, идёшь, идёт).

В этом возрасте дети  отчётливо и правильно произносят сложные слова (витамины, будильник).

Со стороны звукопроизношения можно отметить появление многих звуков. Дети правильно произносят звуки [ы], [э], [х], приближается к норме произношение свистящих звуков [с], [з], [ц]. Ребенок произносит правильно и чисто говорит слова «сок», «носок», «зубы», «коза», «осень» и т.п.

У многих детей этого возраста нарушено произношение шипящих звуков [ч], [ш], [щ], [ж] и  соноров [р], [л], [р’], [л’]. Дети не понимают, не слышат разницы между свистящими и шипящими звуками и могут заменять звук [ш] на звук [c]: сапка, мыска; звук [ж] на звук [з]: зывот, заба.

В этом возрасте ребенок еще не может самостоятельно рассказать о событиях, которые с ним происходили. Его речь носит ситуативный характер.

Рассказы детей состоят из простых распространенных предложений, не всегда связанных между собой по содержанию. Ребенок не может самостоятельно описать сюжетную картинку. Он только называет предметы, действующих лиц, действия, которые они совершает (играют, рисуют).

На пятом году дети хорошо запоминают и воспроизводят небольшие стихотворения, точно передают содержание сказок, которые неоднократно слышали.

Таким образом, у детей 4-5 лет отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Широко используют различные части речи. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Речь более совершенна в грамматическом отношении. Ребенок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.

 

Задачи коррекционного обучения в средней группе

В средней группе начинается первый этап работы по коррекции речи. В этом возрасте мы много внимания уделяем словарю детей. Дети учатся понимать смысл слов (обувать – разувать, умывать – умываться). Словарный запас ребенка обогатится  названиями предметов, их признаками, действиями. Уточняются обобщающие понятия по всем изучаемым темам: игрушки, мебель, одежда и т.д. Дети будут учиться узнавать и подбирать слова противоположные по смыслу (холодный - горячий, сидеть – стоять).

Ребенок научится четко и правильно произносить все гласные, а так же некоторые согласные звуки: М, Мь, П,Пь, Б,Бь, Т,Ть, Д, Дь, К, Кь, Г,Гь, В,Вь, Ф,Фь, Х, Хь. Проходит подготовка артикуляционного аппарата для постановки звуков.

В средней группе детей приучают  вслушиваться в слова, понимать, что звуки в слове разные, выполнять задания на подбор картинок или предметов с определенным звуком, выделять  звук в начале или в конце слова, определять есть ли заданный звук в слове.

Еще одно направление работы в средней группе - это формирование грамматического строя речи. В этом возрасте дети упражняются в употреблении имен существительных во множественном числе: «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. У Кати – ведро. У Саши – ведро. Что есть у Кати и у Саши (ведра)». Овладевать навыками словоизменения – изменять имена существительные по падежам (в аквариуме много рыбок, я вижу рыбку, я мечтаю о  рыбке). В средней группе дети учатся согласовывать в предложении различные части речи. Например:

-прилагательные с существительным. «У нас все синее – небо, платье; а лента синяя, карандаш синий; цветы синие»;

-правильно употреблять числительные с существительным. «Одна шапка, один шарф»;

- местоимения с существительным: моя машина, мой кубик, моё ведро, мои сапоги;

В этом возрасте дети начинают учиться образовывать новые слова (брат-братик, сестра – сестренка).

Мы учим ребенка понимать и правильно употреблять  в речи предлоги, чтобы объяснить расположение предметов. В средней группе мы знакомимся с предлогами - на, в, с, по.

Другое важное направление работы в средней группе - это  формирование связного высказывания. Дети учатся отвечать на вопросы предложением, пересказывать небольшие рассказы и сказки, составлять небольшой описательный рассказ с опорой на игрушку, картинку, заучивать стихотворение.

 

Система коррекционной работы в средней группе

 

В основе коррекционной работы в средней группе лежит тематическое планирование.  Каждую неделю детей знакомят с новой лексической темой. Например, «Домашние животные», «Фрукты. Сад»,  «Зимние забавы» и др.

С  содержанием лексических тем родители могут познакомиться на информационных стендах приемных комнат, а также на сайте детского сада. Для лучшего освоения материала лексическая тема проходит через все виды детской деятельности. В групповых комнатах размещается картинный материал по теме, вносятся соответствующие игры, игрушки. Дети разучивают стихи, подвижные игры, знакомятся с детской художественной литературой по теме. На занятиях по изобразительной деятельности также учитывается лексическая тема. Если ребенок не посещает детский сад содержание лексической темы нужно отработать дома самостоятельно.

В первые недели сентября логопед проводит обследование речевого развития детей группы и заполняет речевые карты. Затем логопед знакомит родителей с результатами обследования.

Основной формой коррекционного обучения в данной возрастной группе являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие всех компонентов речи.

Фронтальные логопедические занятия (со всей группой) проходят два раза в неделю в первую половину дня.

  • Одно занятие направлено на формирование звуковой культуры речи, формирование фонематических процессов. На них дети знакомятся со звуками русского языка, учатся слышать звук, выделять его среди других звуков, среди слогов и слов. Овладевают начальными навыками звукового анализа.
  • Еще одно занятие направлены на совершенствование лексико-грамматических представлений и развитие связной речи, где у детей формируются практические навыки словоизменения и словообразования, вырабатывается умение строить связные логичные высказывания. Дети учатся пересказывать сказки и рассказы, составлять небольшие рассказы по картине, игрушке, упражняются в составлении рассказов описаний в форме загадок.

Кроме фронтальных логопедических занятий несколько раз в неделю логопед  поводит индивидуальные занятия, где основное внимание уделяется коррекции звукопроизношения. На индивидуальных  логопедических занятиях:

- проводится подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков;

- постановка неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков;

- введение поставленных звуков в речь;

- развитие общих речевых навыков (дыхания, силы голоса, темпа и ритма речи);

- формирование фонематического слуха.

 

В вечернее или другое свободное время воспитатели осуществляют образовательную деятельность по заданию логопеда. Это могут быть игры и упражнения по пройденной на занятии теме или индивидуальные задания на автоматизацию звуков речи.

 

Для занятий дома с родителями у каждого воспитанника заведена индивидуальная тетрадь, в которой логопед  помещает задания.

Еженедельно родители получают «Волшебный сундучок». Это рабочая тетрадь с различными речевыми играми и упражнениями.

Выполняя упражнения в «Волшебном сундучке» родители имеют возможность познакомиться с тематикой и содержанием коррекционной работы, а также оценить уровень освоения ребенком программного материала. «Волшебный сундучок» содержит 3-4 задания. Все упражнения учитывают лексическую тему, с которой дети знакомятся всю неделю. В «Волшебном сундучке» Вы встретите упражнения «Чего не хватает?», «Четвертый лишний», «Найди такой же», которые направлены на развитие внимания, мышления. Загадки в сундучке мы сопровождаем картинками, чтобы ребенку было легче найти ответ. Одно из заданий «Волшебного сундучка» - это заучивание стихотворения, которое сопровождается опорными картинками. «Волшебный сундучок» необходимо выполнить дома в выходные дни и принести в понедельник для проверки.

В детском саду работает Клуб любителей чтения «Читайка». Наш Клуб  работает в средней, старшей и подготовительных группах. В средней группе все мероприятия проходят в детском саду. Кроме программной художественной литературы, детям один раз в месяц читают сказку или рассказ, например «Бабушкин огород» В.Сутеева, венгерская сказка «Два жадных медвежонка» и другие. Все произведения соответствуют возрасту детей, перекликаются с лексической темой.  В течение недели мы возвращаемся к этому произведению несколько раз, проводим беседу. В заключение для детей организовывается  небольшое развлечение с  отгадыванием загадок, играми и просмотром мультипликационного фильма. Для родителей в приемных комнатах группы ежемесячно выставляется реклама нашего Клуба любителей чтения «Читайка».

 

 

 Как заниматься с ребенком дома

Для логопедических занятий заведите общую тетрадь и папку для заданий, обязательно подпишите (И. Ф. ребенка).

Дома отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать.

Заниматься с ребенком нужно ежедневно не более 15-20 минут. Если ребенку сложно, можно выполнять по одному заданию с перерывами во времени.

Разговаривайте с малышом четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.

Следите за лексической темой в группе (см. в родительском уголке или на сайте). Выполняйте задания по теме. Если не посещаете детский сад отрабатывайте тему дома самостоятельно.

Объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом (картинки, натуральные предметы, муляжи, карточки).

Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует.

Артикуляционную гимнастику обязательновыполнять ежедневно(см. карточки в тетради).

Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику:

  1. Гимнастика проводится 5-7 минут.
  2. Упражнения выполнять перед зеркалом.
  3. Каждое упражнение выполнять по 5 раз.
  4. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения.

Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.

Кроме проведения конкретных занятий, вы должны как можно больше читать малышу.

Не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами. 

Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. Как говорят, терпение и труд все перетрут. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов.

 

Артикуляционная гимнастика

Ваш малыш еще мал, еще нечетко произносит некоторые звуки, искажает их, «картавит». Чтобы помочь ребенку развить артикуляционный аппарат и существует артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика– комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие – увеличить объем и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Для маленьких детей занятия артикуляционной гимнастикой – труд, серьезная работа, какими бы легкими ни казались эти упражнения для вас. 

При выполнении артикуляционной гимнастики рекомендуется соблюдать следующие правила:

  • использование зрительного контроля (все упражнения выполняются перед зеркалом);
  • упражнение перед зеркалом родитель выполняет вместе с ребенком;
  • упражнения выполняются неторопливо, плавно, ритмично, точно;
  • чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребенка);
  • артикуляционная гимнастика выполняется каждый день по 5-7 минут (можно разделить на несколько приемов);
  • выполнять упражнение 5-7 раз.

ПОМНИТЕ: хорошие плоды приносит только та работа, которая выполняется с удовольствием. Поэтому старайтесь сделать ваши занятия с ребёнком интересными и увлекательными. Поощряйте каждое правильное движение и будьте терпимы к его ошибкам.